1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2017 1

УДК 621.436 DOI 10.18698/2308-6033-2017-01-1573

Исследование скоростного режима дизелей

Минского моторного завода

при работе на природном газе

© В.А. Лиханов, О.П. Лопатин

Вятская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Киров, 610017, Россия

Рассмотрены вопросы применения компримированного природного газа в качестве

альтернативного моторного топлива и снижения токсичности отработавших

газов дизелей. Особое внимание уделено исследованиям скоростных режимов дизе-

лей Д-240 (4Ч 11,0/12,5), Д-245.12С (4ЧН 11,0/12,5) с турбонаддувом, Д-245.7

(4ЧН 11,0/12,5) с охлаждением наддувочного воздуха. Представлены результаты

экспериментальных исследований влияния компримированного природного газа на

мощностные и экономические характеристики, показатели токсичности и дым-

ности отработавших газов дизелей. Показано, что применение компримированно-

го природного газа во всех типах дизелей снижает на номинальном режиме рабо-

ты содержание токсичных компонентов в отработавших газах.

Ключевые слова:

дизель, компримированный природный газ, турбонаддув, ток-

сичность, отработавшие газы

Неизбежное увеличение цен на нефтепродукты и ухудшающаяся

экологическая обстановка, связанная прежде всего с увеличением ко-

личества энергоустановок, работающих на жидком нефтяном топли-

ве, приводят к острой необходимости исследования альтернативных

источников энергии в целях дальнейшего их внедрения [1–5].

В Вятской государственной сельскохозяйственной академии на

базе кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов прове-

дены исследования, посвященные переводу работы дизелей Д-240

(4Ч 11,0/12,5), Д-245.12С (4ЧН 11,0/12,5) с турбонаддувом, Д-245.7

(4ЧН 11,0/12,5) с охлаждением наддувочного воздуха на природный

газ. С целью определить и оптимизировать основные параметры ди-

зелей были проведены их стендовые испытания при работе на ди-

зельном топливе и природном газе. Результаты исследования показа-

ли, что дизели устойчиво работают на природном газе при соотноше-

нии 80 % газа и 20 % запальной порции дизельного топлива [6]. В

дальнейшем исследования рабочего процесса проводились именно

при таком их соотношении.

Эффективные показатели работы дизеля 4Ч 11,0/12,5 на устано-

вочном угле опережения впрыскивания топлива

Θ

= 23º (оптималь-

ном для природного газа и природного газа с рециркуляцией отрабо-

тавших газов (ОГ)) в зависимости от частоты вращения

n

коленчато-

го вала без регуляторной ветви представлены на рис. 1.