Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017 1
УДК 621.436 DOI 10.18698/2308-6033-2017-01-1573
Исследование скоростного режима дизелей
Минского моторного завода
при работе на природном газе
© В.А. Лиханов, О.П. Лопатин
Вятская государственная сельскохозяйственная академия,
г. Киров, 610017, Россия
Рассмотрены вопросы применения компримированного природного газа в качестве
альтернативного моторного топлива и снижения токсичности отработавших
газов дизелей. Особое внимание уделено исследованиям скоростных режимов дизе-
лей Д-240 (4Ч 11,0/12,5), Д-245.12С (4ЧН 11,0/12,5) с турбонаддувом, Д-245.7
(4ЧН 11,0/12,5) с охлаждением наддувочного воздуха. Представлены результаты
экспериментальных исследований влияния компримированного природного газа на
мощностные и экономические характеристики, показатели токсичности и дым-
ности отработавших газов дизелей. Показано, что применение компримированно-
го природного газа во всех типах дизелей снижает на номинальном режиме рабо-
ты содержание токсичных компонентов в отработавших газах.
Ключевые слова:
дизель, компримированный природный газ, турбонаддув, ток-
сичность, отработавшие газы
Неизбежное увеличение цен на нефтепродукты и ухудшающаяся
экологическая обстановка, связанная прежде всего с увеличением ко-
личества энергоустановок, работающих на жидком нефтяном топли-
ве, приводят к острой необходимости исследования альтернативных
источников энергии в целях дальнейшего их внедрения [1–5].
В Вятской государственной сельскохозяйственной академии на
базе кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов прове-
дены исследования, посвященные переводу работы дизелей Д-240
(4Ч 11,0/12,5), Д-245.12С (4ЧН 11,0/12,5) с турбонаддувом, Д-245.7
(4ЧН 11,0/12,5) с охлаждением наддувочного воздуха на природный
газ. С целью определить и оптимизировать основные параметры ди-
зелей были проведены их стендовые испытания при работе на ди-
зельном топливе и природном газе. Результаты исследования показа-
ли, что дизели устойчиво работают на природном газе при соотноше-
нии 80 % газа и 20 % запальной порции дизельного топлива [6]. В
дальнейшем исследования рабочего процесса проводились именно
при таком их соотношении.
Эффективные показатели работы дизеля 4Ч 11,0/12,5 на устано-
вочном угле опережения впрыскивания топлива
Θ
= 23º (оптималь-
ном для природного газа и природного газа с рециркуляцией отрабо-
тавших газов (ОГ)) в зависимости от частоты вращения
n
коленчато-
го вала без регуляторной ветви представлены на рис. 1.