Т.Ч. Колбая, С.М. Пасмурнов, Д.Ю. Якуш
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016
решения о выключении двигателя — к формированию команд на из-
менение режима его работы, от систем аварийной защиты — к си-
стемам диагностирования и аварийной защиты (аварийного выклю-
чения и превентивного управления). Усложнением задач, стоящих
перед космической отраслью, увеличением расходов при их решении
обусловлены новые требования к безопасности и надежности ракет-
но-космических комплексов [3–5].
Диагностирование ЖРД — основная функция СДАЗ (функции
управления агрегатами двигателя при наступлении аварийной ситуа-
ции могут быть полными, частичными либо могут отсутствовать).
Целью диагностирования ЖРД в реальном времени с помощью
СДАЗ является предотвращение аварий ЖРД, т. е. существенной де-
градации конструкции в процессе отказа двигателя. Вторичные про-
цессы разрушения или горения, вызванные отказом, приводят как
к катастрофическим последствиям (угроза жизни или здоровью людей,
значительные экологические последствия, существенные прямые ма-
териальные потери: разрушение стендовых сооружений, ракетных
блоков), так и к вторичным материальным потерям, обусловленным
непригодностью материальной части для исследования причин пер-
вичного отказа.
Разработкам технологии применения СДАЗ в России уделяется
большое внимание, однако единой концепции и методологии в настоя-
щее время не существует [3, 6, 7]. Развитие направления по созданию
аналогичных систем за рубежом подтверждается публикациями в зару-
бежных журналах [8–11]. Исследования ведутся по заказу центров
Маршалла и Льюиса рядом фирм и университетов (Honeywell, Pratt &
Whitney, United Technologies и др.). Однако сведения о характеристиках
методов и систем, о постановке задачи создания общего инструмента-
рия не публикуются, так как технологии их разработки рассматривают-
ся как ad-hoc-technology. Новизна проблемы может быть преодолена
благодаря широкому распространению программирования, рассчитан-
ного на обширную вычислительную среду (типы вычислителей и опе-
рационных систем).
Постановка задачи.
В настоящее время на предприятиях отрасли
ведутся работы по автоматизации технологического процесса кон-
троля и диагностирования состояния ЖРД [6, 12]. Созданы отдельные
законченные системы, позволяющие решать задачи автоматизации
оценки достоверности данных, полученных в результате первичных
измерений, допускового контроля состояния ЖРД, и т. п. Законченных
решений по созданию и применению универсальных аппаратурных
комплексов (УАК) автоматизированных систем управления двигате-
лей (АСУД) ЖРД в настоящее время не имеется. Подробных данных
об аналогичных зарубежных разработках в печати нет. Опубликован-