Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016 1
УДК 629.7.036.54-63.067.8 DOI 10.18698/2308-6033-2016-08-1524
Разработка технологии создания
системы диагностирования и аварийной защиты
жидкостных ракетных двигателей
© Т.Ч. Колбая
1
, С.М. Пасмурнов
2
, Д.Ю. Якуш
1
1
АО «Конструкторское бюро химавтоматики», г. Воронеж, 394006, Россия
2
Воронежский государственный технический университет,
г. Воронеж, 394026, Россия
Рассмотрены задачи, решаемые при создании систем диагностирования и аварий-
ной защиты (СДАЗ) жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Сформулированы
основные направления совершенствования СДАЗ. Приведена структура системы,
включающая помимо программно-аппаратной части, которая позволяет непо-
средственно реализовать функции диагностирования и аварийной защиты, ком-
плекс вспомогательных элементов для настройки и отладки системы. Предложе-
ны схемы проверок СДАЗ как на этапе автономного тестирования, так и при
комплексных тестах с участием объекта защиты и системы управления верхнего
уровня. Предложена процедура, позволяющая проводить отладку подавляющей ча-
сти программного обеспечения СДАЗ без привязки к его аппаратной части. Дана
оценка результатов разработки технологии.
Ключевые слова:
диагностика, система аварийной защиты и управления, программ-
ное обеспечение, диагностический алгоритм, жидкостный ракетный двигатель.
Введение.
В статье представлена информация о задачах, решае-
мых с помощью системы диагностирования и аварийной защиты
(СДАЗ) жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и сформировав-
шихся в процессе разработки технологии создания СДАЗ и ее струк-
туры, а также о направлениях отработки этой технологии.
Технология разрабатывается как инструмент для создания сис-
тем, позволяющих решать задачи эффективного обнаружения ава-
рийных ситуаций, предупреждения их возникновения и парирования.
Эти задачи актуальны на всех этапах жизненного цикла ЖРД. Созда-
ние и внедрение технологии автоматизации разработки программно-
математического обеспечения (ПМО) СДАЗ для применения в соста-
ве стендовых и объектовых средств управления и контроля состояния
ЖРД на этапах их отработки, производства и эксплуатации — опре-
деляющее условие появления в ракетно-космической отрасли совре-
менных эффективных образцов новой техники и их успешной экс-
плуатации [1–3].
Функции СДАЗ ЖРД усложнялись с течением времени: от требо-
вания к повышению уровня безаварийности перешли к повышению
надежности, т. е. от задачи контроля — к задаче диагностирования,
от обнаружения отказа — к его прогнозированию, от формирования