О причине возникновения нештатной ситуации с российским аппаратом…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016 7
но циклограммой. Произошла очередная, уже очевидная, НШС. По
причине ненормального завершения (ABEND) предыдущего этапа
полета не состоялось и второе включение маршевого двигателя
МДУ-2 ПМ. По-видимому, ежедневный рестарт программы запуска
12 ДМТ в режиме ИНО постоянно возмущал орбиту КА «Фобос-
Грунт» с 9 по 21 ноября. Включение ДМТ неоднократно фиксирова-
лось любительскими фото- и видеокамерами. 12 ноября 2011 г.
специалист НАСА Т. Молчан cообщил, что КА «Фобос-Грунт» пыта-
ется поддерживать солнечную ориентацию и работа ДМТ возмущает
орбиту. По данным NORAD, перигей поднимался на 1,0…1,5 км в
районе 17-го и на 30…50-м витках. В соответствии с данными, полу-
ченными Институтом прикладной математики, к 21 ноября был за-
фиксирован подъем КА на 8 км в перигее.
Следует отметить, что вследствие снижения на первом витке на
20 км в апогее (парадокс космических спутников) скорость увеличи-
лась на 1,6 м/с, следовательно, при рестарте попадание в восходя-
щий узел траектории полета было невозможно. Однако воздействие
на орбиту КА в перигее могло быть вследствие работы ДМТ в режи-
ме ИНО.
МДУ ПМ была спроектирована на базе РБ «Фрегат» НПО
им. С.А. Лавочкина и в целях экономии массы должна была эксплуа-
тироваться без собственной системы управления. Управление МДУ
было передано БКУ ПМ КА «Фобос-Грунт», в котором в тот момент
функционировала циклограмма в системе отсчета ДМВ и расчеты
бортового времени осуществлялись в системе отсчета МСК. КА
«Фобос-Грунт» продолжил полет в автоматическом режиме по мос-
ковскому локальному времени МСК (UTS).
Передатчик дальней космической связи Х-диапазона, потребля-
ющий большое количество энергии, работал длительное время, израс-
ходовав все запасы аккумуляторных батарей в течение полных 13 сут.
Не было полноценной подпитки аккумуляторов за счет СБ. Ресурс
электропитания иссяк. БКУ перешел в аварийный режим работы
23 ноября в 00:26 МСК (20:26 UTS). После рестарта БКУ ПМ вклю-
чил аварийный канал односторонней связи, передающей посредством
фидерной антенны ФАМ-4 в Х-диапазоне на рабочей частоте, кото-
рая была зафиксирована станцией слежения ЕКА в г. Перт (Австра-
лия) 22 ноября в 20:26 UTS (00:26 МСК).
Аварийный режим работы БКУ ПМ сопровождался направлени-
ем «аварийного кадра» начиная с 02:05 МСК (22:05 UTS) 22 ноября,
каждые 2 ч полета в течение 20 (40) мин. «Аварийный кадр» переда-
вался с помощью аварийного канала связи ФАМ-4 в Х-диапазоне,
предусмотренном на случай НШС. Двусторонняя связь с помощью
антенны ФАМ-4 системы АФС не предусматривалась. Отсутствие
рестарта АФС в случае НШС не подтверждено.