Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

О причине возникновения нештатной ситуации с российским аппаратом…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2016 7

но циклограммой. Произошла очередная, уже очевидная, НШС. По

причине ненормального завершения (ABEND) предыдущего этапа

полета не состоялось и второе включение маршевого двигателя

МДУ-2 ПМ. По-видимому, ежедневный рестарт программы запуска

12 ДМТ в режиме ИНО постоянно возмущал орбиту КА «Фобос-

Грунт» с 9 по 21 ноября. Включение ДМТ неоднократно фиксирова-

лось любительскими фото- и видеокамерами. 12 ноября 2011 г.

специалист НАСА Т. Молчан cообщил, что КА «Фобос-Грунт» пыта-

ется поддерживать солнечную ориентацию и работа ДМТ возмущает

орбиту. По данным NORAD, перигей поднимался на 1,0…1,5 км в

районе 17-го и на 30…50-м витках. В соответствии с данными, полу-

ченными Институтом прикладной математики, к 21 ноября был за-

фиксирован подъем КА на 8 км в перигее.

Следует отметить, что вследствие снижения на первом витке на

20 км в апогее (парадокс космических спутников) скорость увеличи-

лась на 1,6 м/с, следовательно, при рестарте попадание в восходя-

щий узел траектории полета было невозможно. Однако воздействие

на орбиту КА в перигее могло быть вследствие работы ДМТ в режи-

ме ИНО.

МДУ ПМ была спроектирована на базе РБ «Фрегат» НПО

им. С.А. Лавочкина и в целях экономии массы должна была эксплуа-

тироваться без собственной системы управления. Управление МДУ

было передано БКУ ПМ КА «Фобос-Грунт», в котором в тот момент

функционировала циклограмма в системе отсчета ДМВ и расчеты

бортового времени осуществлялись в системе отсчета МСК. КА

«Фобос-Грунт» продолжил полет в автоматическом режиме по мос-

ковскому локальному времени МСК (UTS).

Передатчик дальней космической связи Х-диапазона, потребля-

ющий большое количество энергии, работал длительное время, израс-

ходовав все запасы аккумуляторных батарей в течение полных 13 сут.

Не было полноценной подпитки аккумуляторов за счет СБ. Ресурс

электропитания иссяк. БКУ перешел в аварийный режим работы

23 ноября в 00:26 МСК (20:26 UTS). После рестарта БКУ ПМ вклю-

чил аварийный канал односторонней связи, передающей посредством

фидерной антенны ФАМ-4 в Х-диапазоне на рабочей частоте, кото-

рая была зафиксирована станцией слежения ЕКА в г. Перт (Австра-

лия) 22 ноября в 20:26 UTS (00:26 МСК).

Аварийный режим работы БКУ ПМ сопровождался направлени-

ем «аварийного кадра» начиная с 02:05 МСК (22:05 UTS) 22 ноября,

каждые 2 ч полета в течение 20 (40) мин. «Аварийный кадр» переда-

вался с помощью аварийного канала связи ФАМ-4 в Х-диапазоне,

предусмотренном на случай НШС. Двусторонняя связь с помощью

антенны ФАМ-4 системы АФС не предусматривалась. Отсутствие

рестарта АФС в случае НШС не подтверждено.