А.В. Кудрявцева
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016
рован этап запуска маршевой двигательной установки (МДУ) МДУ-1
ПМ. В соответствии с циклограммой полетного задания перед вклю-
чением МДУ-1 ПМ должны были начать работу двигатели малой тя-
ги (ДМТ) ДМТ-1 ПМ в режиме инерциональной ориентации (ИНО),
обеспечивающие режим запуска маршевого двигателя в невесомости.
Таким образом, на первом витке вокруг Земли, над Москвой, была
предпринята попытка включить двигатели МДУ-1 ПМ. В системе от-
счета МСК это соответствовало времени 01:56 МСК (21:56 UTS), или
6 000 с от КП. КА в это время находился в системе передачи сигналов
оповещения и залетал в тень Земли, соответственно вектор импульса
был направлен в ее сторону. Сила всемирного тяготения со стороны
Земли, Солнца и Луны с одновременной работой ДМТ значительно
изменили траекторию полета КА (около 20 км в апогее) (рис. 2).
Рис. 2.
Планируемый (
1
) и реальный (
2
) вторые витки КА
Два контрольных условия могли не позволить автоматике запу-
стить МДУ ПМ, поскольку, с одной стороны, не было синхронизации
с заданным моментом ДМВ, а с другой — системой БоКЗ-ФМ не был
выставлен «Признак активного режима после ИНО» [3].
Как отмечалось выше, по истечении 15 мин в cистеме отсчета
ДМВ в 02:05 ДМВ был предусмотрен сеанс двусторонней связи. В
системе отсчета МСК в 02:05 МСК (22:05 UTS) БКУ ПМ включил
мощный БРК ПМ и перешел в режим ожидания команды из ЦУПа.
Специалисты одного из подразделений Роскосмоса планировали
через 2 ч 30 мин произвести первое включение МДУ ПМ в системе
отсчета МСК в 02:56 МСК (22:56 UTS) (9 600 с от КП) над Бразили-
ей, что позволило бы сформировать промежуточную орбиту с апоге-
ем 4 162 км. В системе отсчета ДМВ это время соответствовало
02:56 ДМВ, или примерно 13 200 с от КП, что не было предусмотре-