Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016 1
УДК
629.78
DOI 10.18698/2308-6033-2016-08-1512
О причине возникновения нештатной ситуации
с российским космическим аппаратом «Фобос-Грунт»
© А.В. Кудрявцева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
За последнее десятилетие значительно возросло число нештатных ситуаций
(НШС) при запусках российских космических аппаратов (КА). Проведен анализ
причины возникновения НШС с российским КА «Фобос-Грунт», доставленным на
околоземную орбиту ракетой-носителем «Зенит-2SБ» с космодрома Байконур
9 ноября 2011 г. Основой для анализа послужило Заключение Межведомственной
комиссии Роскосмоса. Анализ показал, что причиной НШС могла стать рассин-
хронизация во времени на 1 ч между бортовым временем, установленным на энер-
гонезависимых часах КА, и декретным, по которому была сделана часть цикло-
граммы. Эта часть не была адаптирована к изменившемуся исчислению времени,
так как в соответствии с ФЗ «Об исчислении времени» осенью 2011 г. на терри-
тории РФ переход на зимнее время не осуществлялся, а декретное время было от-
менено. В результате исследования установлено, что рассинхронизация во време-
ни может составлять до 60 мин.
Ключевые слова:
нештатная ситуация, спутник «Фобос-Грунт», космический
аппарат, декретное время.
Как правило, авария на борту КА практически полностью уничто-
жает доказательную базу НШС, что затрудняет объективное расследо-
вание причин, по которым произошел сбой. Таким образом, методы
экспертной оценки характеризуются достаточной субъективностью и
непроверяемостью экспертного мнения. Поэтому неизбежно возникает
вопрос об адекватности оценки решений, предлагаемых экспертами.
9 ноября 2011 г. в 00:16 по московскому локальному времени
(00:16 МСК) с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель
(РН) «Зенит-2SБ», которая доставила на околоземную орбиту косми-
ческий аппарат (КА) «Фобос-Грунт» и китайский микроспутник
«ИНХО-1». Однако из-за возникшей нештатной ситуации (НШС)
дальнейший полет по намеченной программе не состоялся, так как
15 января 2012 г. на 1 097-м зафиксированном витке полета в резуль-
тате снижения КА прекратил свое существование в плотных слоях
атмосферы Земли вследствие аэродинамического перегрева, механи-
ческого разрушения и сгорания.
В Заключении Межведомственной комиссии (МВК) Госкорпора-
ции «Роскосмос» по анализу причин НШС, возникшей в процессе
проведения летных испытаний, сделан вывод, что причиной является