В.А. Воронцов, А.М. Крайнов, Е.В. Власенков, П.С. Черников, Т.Ш. Комбаев, А.Е. Шаханов
26
Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2016
Также с целью минимизации массогабаритных параметров и
энергопотребления служебных систем бортового комплекса управле-
ния и бортового радиотехнического комплекса необходима их даль-
нейшая проработка. Например, на следующих этапах разработки
должна быть предусмотрена возможность перераспределения функ-
ций, выполняемых блоками автоматики и подрыва пиротехники, в
целях оптимизации их массогабаритных показателей. Рассмотрение
альтернативной, разрабатываемой вновь бортовой аппаратуры и
принципов ее взаимодействия может стать предметом отдельных ис-
следований.
Несмотря на значительное усложнение конструктивного испол-
нения КА с луноходом относительно КА ЛР, широкое применение
углепластиковых материалов, бескаркасного корпуса лунохода и
другие решения позволили не намного увеличить общую массу кон-
струкции и механизмов.
Для максимальной детализации массовых характеристик борто-
вой кабельной сети КА с луноходом проведено 3D-моделирование
трасс кабелей по конструкции КА. В результате получено, что масса
кабелей на перелетно-посадочной платформе КА (30 кг) в 2 раза пре-
вышает массу кабельной сети на луноходе (15 кг).
В процессе выполнения работ была обоснована концепция шасси
лунохода, базирующаяся на перспективных и уже апробированных
технических решениях. Расчетным путем, исходя из имеющегося
практического опыта выбраны геометрические характеристики шас-
си, обеспечивающие удобное механическое сопряжение с контейне-
ром и удовлетворяющие условиям размещения лунохода на перелет-
но-посадочной платформе, доставки к месту эксплуатации и ввода на
поверхность Луны.
Мобильная платформа лунохода разработана с учетом ее исполь-
зования для широкого спектра исследовательских задач. В зависи-
мости от использования на луноходе различной целевой аппаратуры
функциональные возможности платформы могут быть расширены
(или сужены) без кардинальных изменений структуры и программно-
алгоритмического обеспечения. Компоновочная схема лунохода поз-
воляет варьировать размеры его корпуса по вертикали в зависимости
от необходимости установки той или иной полезной нагрузки.
Предварительная проработка конструктивного облика КА и его
составных частей показала возможность доставки в приполярную об-
ласть Луны 70…80
°
южной широты исследовательского автоматиче-
ского лунохода массой ~300 кг с собственной полезной нагрузкой до
54 кг. Полученная относительная масса полезного груза лунохода
(0,18) является наивысшим показателем среди планетоходов, имею-
щих летную квалификацию. Реализация достигнутых параметров