Table of Contents Table of Contents
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Р.А. Дякин, О.С. Швыркина

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016

Один из способов решения этой задачи —

использование

гравитационных маневров от других планет

, как было в случае с

зондом Voyager [1]. Гравитационные, или на профессиональном языке

пертурбационные, маневры практически не требуют расхода топлива.

Все, что нужно — это наличие вблизи трассы полета небесного тела,

обладающего достаточно сильной гравитацией и подходящим для

достижения целей миссии положением. Аппарат, ускорившись

гравитацией планеты, ею же и тормозится после сближения с небесным

телом, никакого ускорения при этом не будет и скорость КА

относительно планеты не изменится по модулю, но сменит свое

направление. В результате при переходе в гелиоцентрическую систему

отсчета скорость изменяется не только по направлению, но и по

значению, так как к скорости аппарата относительно планеты

полностью или частично добавляется скорость планеты относительно

Солнца. Таким образом, можно без затрат топлива изменить кинети-

ческую энергию межпланетной станции. Чем больше масса планеты,

относительно которой совершается маневр, тем больше приращение

ускорения.

Другим решением является

поиск двигателей новых видов

. На

данный момент известны следующие виды двигателей для

межзвездного перелета:

электроракетные

. По сравнению с жидкотопливными ракета-

ми имеют малую тягу, однако способны работать длительное время и

осуществлять медленные перелеты на большие расстояния. При ис-

пользовании ядерных источников энергии пригодны для полетов к

внешним планетам Солнечной системы, но недостаточно мощные

для межзвездного перелета;

термические ядерные

. Имеют достаточно большую тягу, но низ-

кую скорость истечения рабочей массы (около 10 км/с), поэтому для

разгона до нужной скорости потребуется огромное количество топлива;

использующие давление электромагнитных волн (Солнечный

парус)

. Перспективный и реалистичный на сегодня вид звездолета.

Его главное преимущество — отсутствие топлива на борту, недоста-

ток — зависимость ускорения от расстояния до Солнца;

ионные

(вид электрического двигателя). Достоинства — малый

расход топлива и продолжительное время функционирования, недо-

статки — небольшая тяга, сложные схема и конструкция, использо-

вание повышенных напряжений.

В данной работе рассмотрена баллистическая часть проекта

запуска КА на 300 а. е. в направлении созвездия Геркулеса для

изучения межзвездного пространства и анализа влияния его на

магнитосферу Земли. Основная цель исследования заключается в

поиске решения задачи с минимальным временем перелета.