Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

А.Ю. Кутоманов, С.И. Кудрявцев

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

Результаты модернизации алгоритма выбора безопасного

варианта спуска при возникновении нештатных ситуаций для

работы на борту КА и в оперативном контуре управления.

Суть

выбора безопасного варианта спуска состоит в следующем:

определить для заданной модели движения ТПК и возвращаемого ап-

парата (ВА) на участках схода с орбиты и атмосферном участке спуска

1

( , , ),

x f t x u

(1)

где

Т

, , , , , ,

 

x y z

x x y V V V

— вектор состояния ТПК или ВА;

рассчитать для модели бортовой системы управления

атмосферным участком спуска

пр

2

ком

пр

( ,

,

,

),

γ

λ

 

 

f t x

(2)

где φ

пр

— прицельная широта ввода основной системы парашю-

тирования (ОСП); λ

пр

— прицельная долгота ввода ОСП.

Для различных вариантов времени возникновения нештатных

ситуаций, когда требуется срочное завершение полета, необходимо

определить:

форму и расположение зоны маневра (ЗМ)

U

(

U

Λ) — для

участка терминального управления с высоты гарантированного

возобновления связи со спутниками ГЛОНАСС, где Λ — множество

достижимых районов посадки;

значение координат прицельной точки ξ

пр

(φ, λ), удовлетворяющей

условию

cur

ξ

(ξ , Δ)

U

  

, где

cur

(ξ , Δ)

— предикат от текущей

точки посадки (

cur

ξ ) и экспертной оценки безопасности района (Δ);

значение времени включения ДУ на торможение, обеспечи-

вающее попадание в прицельную точку ξ

пр

при движении по

номинальной траектории

вкл

2

пр

( , , ξ ).

t

f t x

Основными составляющими алгоритма, влияющими на быстро-

действие и использование вычислительных ресурсов, являются

расчет зоны маневра на участке терминального управления, а также

выбор ближайшей точки прицеливания, удовлетворяющей требова-

ниям по безопасности района посадки.

Для ускорения быстродействия зона маневров аппроксимируется

эллипсом, границы которого определяются четырьмя точками начала

и конца его большой и малой осей (рис. 1). Точки находят путем

численного интегрирования системы (1) с различными значениями

угла скоростного крена γ. Так как операция численного

интегрирования является критичной по использованию вычисли-

тельных ресурсов и быстродействию, вместо четырех прострелов

используются два — с γ = 180° и γ = 60°. Остальные точки получают