А.Ю. Кутоманов, С.И. Кудрявцев
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
ситуации. Практика баллистического обеспечения спусков космических
аппаратов показывает, что полная проработка вопросов обеспечения
безопасности невозможна без анализа алгоритма, применимого к работе
оперативного контура управления, включающего в себя работу
алгоритма в комплексе бортовых алгоритмов обеспечения спуска и в
составе программно-математических комплексов службы баллистико-
навига-ционного
обеспечения
ЦУП.
В
настоящей
статье
рассматриваются результаты работ по адаптации алгоритма выбора
безопасного варианта спуска к основным требованиям, предъявляемым
при оперативном обеспечении спуска.
Организация оперативного баллистико-навигационного обеспе-
чения спусков современных ТПК «Союз ТМА-М», перспективных
«Союз МС» и ПТК НП.
В настоящее время оперативное обеспечение
спусков предполагает наличие у экипажа космического аппарата и у
специалистов наземного комплекса управления (НКУ) постоянно
обновляемой баллистической информации о возможных временах
включения двигательной установки для спуска в случае возникновения
нештатных ситуаций. За достоверность информации отвечают
специалисты службы БНО ЦУП ФГУП ЦНИИмаш, они же отвечают за
баллистико-навигационное и информационно-аналитическое обеспе-
чение штатных спусков.
Современное развитие ракетно-космической и вычислительной
техники диктует свои правила модернизации баллистико-навига-
ционного обеспечения (БНО) полета. Так, уже в следующем
поколении ТПК «Союз МС» расчет баллистической информации для
спуска экипажа на Землю предполагается перенести на борт, а для
ПТК НП такой режим работы сразу станет штатным. Это позволит
существенно повысить автономность полета, а также снизить объем
передаваемой информации между бортом и Землей. Но для такой
сложной и ответственной операции, как возвращение на Землю,
требуется обязательный двойной контроль правильности баллисти-
ческой информации. Сейчас до передачи спусковой командно-уста-
новочной информации на борт ТПК происходит тройная проверка ее
корректности, поэтому при переносе расчетов спуска на борт КА
необходимо организовать оперативный контроль работы бортовых
алгоритмов со стороны специалистов службы БНО ЦУП. При спуске
аппарата на Землю, когда все мероприятия по контролю динами-
ческих операций привязаны к зонам радиовидимости наземных
измерительных пунктов, наземный контроль работы бортовых
алгоритмов практически невозможен. У специалистов главной
оперативной группы управления (ГОГУ) просто не останется
времени на принятие решений в случае нештатного поведения
бортовых алгоритмов. Проблему можно решить с использованием
спутникового контура управления, а именно — многоцелевого