1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 1

УДК 004.4+519.6 DOI 10.18698/2308-6033-2016-02-1467

Использование в оперативном контуре управления

космическим аппаратом перспективного алгоритма

выбора наиболее безопасного варианта спуска

при возникновении нештатной ситуации

© А.Ю. Кутоманов, С.И. Кудрявцев

ФГУП ЦНИИмаш, Королёв, 141070, Россия

Рассмотрены вопросы оперативного обеспечения безопасного возвращения эки-

пажа при срочном и экстренном спуске космического аппарата (КА). Проведен

анализ актуальности разработки алгоритма безопасного спуска КА при невоз-

можности посадки в штатные полигоны. Сформулированы основные требования

к системе управления спуском пилотируемого корабля, необходимые для работы

алгоритма. Проанализированы результаты модернизации алгоритма обеспечения

безопасного спуска для работы в оперативном контуре управления.

Ключевые слова:

комбинированная система управления, высокоточное управление

спуском, спутниковая навигация, безопасность экипажа.

Введение.

Основные положения государственной политики

Российской Федерации в области космической деятельности на период

до 2030 г

.

и дальнейшую перспективу предполагают создание

инновационной пилотируемой транспортной системы, включающей

пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП).

Важнейшим и наиболее опасным этапом полета любого пилотируемого

космического аппарата (КА) является спуск и посадка в заранее

рассчитанном районе. Безопасность проведения спуска характеризуется

тремя условиями: безопасностью экипажа, местного населения и

объектов наземной инфраструктуры. В настоящий момент проблема

безопасности спуска транспортных пилотируемых кораблей (ТПК) типа

«Союз ТМА-М» ограничена только точностью работы системы

управления спуском (СУС), основанной на использовании инерциаль-

ных навигационных средств. Как известно, основное требование к ПТК

НП — возможность посадки аппарата на территории России. Для

выполнения этого условия необходимо повысить точность СУС до 1 км,

что и было заявлено в предполагаемых характеристиках перспективного

космического аппарата. Поэтому был разработан алгоритм выбора

наиболее безопасного варианта спуска, учитывающий существенное

увеличение приемлемых по безопасности районов посадки для

точности работы СУС в радиусе 1 км при возникновении нештатной

ситуации. В основу алгоритма положен принцип выбора безопасного

района посадки для любого времени возникновения нештатной