Е.И. Кузин, В.Е. Кузин
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
разработку сценариев эксплуатации изделия, выполнения АЛП
и организации системы материально-технического снабжения ком-
плектующими, инструментами и расходными материалами в соответ-
ствии с результатами АЛП;
организацию эффективной (с точки зрения временн
û
х затрат
на информирование и уведомление о проблемах и их решение с акту-
ализацией документации на изделие) обратной связи между эксплуа-
тантом и проектировщиком техники, включая систему мониторинга
эксплуатации изделия.
Применение технологий ПЖЦИ является стратегическим направ-
лением, которое позволяет не только выполнить современные требо-
вания рынка, но и обеспечить рост конкурентоспособности выпускае-
мой продукции и эффективности производства. По оценкам экспертов
[7], эффективность производства, реализованного на базе концепции
ПЖЦИ, примерно на 30…40 % выше эффективности традиционного
производства.
На Западе технологии ПЖЦИ успешно разрабатывают и внедря-
ют уже около 20 лет. В отечественном машиностроении задача раз-
вития и внедрения технологий ПЖЦИ стала проблемой национально-
го масштаба и условием существования производства наукоемкой
продукции высокой технической сложности. От решения этой задачи
зависит не только эффективность развития экономики в целом, но и
ее направленность на получение добавленной стоимости в результате
создания новой наукоемкой продукции.
Основные проблемы реализации концепции ПЖЦИ в отече-
ственной промышленности.
В настоящее время отечественная про-
мышленность в целом существенно уступает западной в области реа-
лизации концепции ПЖЦИ. Работы по внедрению технологий
ПЖЦИ находятся в начальной стадии и проводятся медленно, без
должной координации, со значительными методологическими и
дидактическими пробелами и упущениями. Отставание выражается
в следующем.
1. Традиционно сложившееся разделение конструкторских бюро и
серийных производств (в отличие от западных компаний, где проект-
ные и производственные структуры объединены) привело к тому, что:
организация работ по конструкторско-технологической подго-
товке производства малоэффективна. Конструкторы не учитывают
возможности производства, а технологи не стремятся реализовывать
идеи конструкторов, аргументируя невозможностью изготовления
изделия;
отсутствует инфраструктура, которая объединяла бы все орга-
низации, участвующие в проектировании и изготовлении изделия,
а значит, нет условий для создания интегрированной информацион-
ной среды, реализующей технологии ПЖЦИ.