Создание интегрированной системы поддержки жизненного цикла изделия
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
1
УДК 62.50:681.51
Создание интегрированной системы поддержки
жизненного цикла изделия
©
Е.И. Кузин
1
, В.Е. Кузин
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Уралвагонзавод, Нижний Тагил, 622007, Россия
Рассмотрены основные проблемы, задачи и результаты использования концепции
поддержки жизненного цикла сложной технической системы на машинострои-
тельном предприятии. Представлена внедренная архитектура предприятия —
структура информационного пространства, процессов и приложений.
Ключевые слова
:
сложные технические системы, жизненный цикл изделия, под-
держка жизненного цикла, CALS-технологии, архитектура предприятия, управле-
ние бизнес-процессами, единое информационное пространство.
Введение.
К основным тенденциям развития современного ма-
шиностроительного производства можно отнести следующие:
диалектически обусловленные
разукрупнение и специализация
предприятий
(по технологическому или предметному признаку),
с одной стороны, и
объединение предприятий в цепочки поставок
,
с другой стороны. Разукрупнение и специализацию предприятий осу-
ществляют для фокусировки ресурсов на ключевых компетенциях
предприятия и сокращения затрат на «непрофильные» виды деятельно-
сти. Раньше предприятия, выпускающие продукцию непосредственно
для конечного потребителя (головные предприятия), охватывали все
технологические переделы в производстве своей номенклатуры (литье,
штамповка, металлообработка, сварка, сборочное производство), а так-
же имели в своем составе конструкторские бюро. Теперь головные
предприятия, как правило, сосредоточиваются на сборочном производ-
стве, размещая заказы на комплектующие у поставщиков. Конструктор-
ские бюро часто трансформируются в инжиниринговые центры, веду-
щие самостоятельную экономическую деятельность, хотя в ряде
случаев они по-прежнему могут входить в состав головного предприя-
тия. Чтобы обеспечить выпуск продукции для конечного потребителя в
условиях специализации предприятий, необходимо преобразовать
прежний процесс производства в цепочку поставок и обеспечить управ-
ление этой цепочкой;
уменьшение трудозатрат на этапах выполнения производ-
ственных операций
, не требующих высокой квалификации специали-
стов, за счет привлечения в цепочки поставок предприятий, располо-
женных в странах с дешевой рабочей силой и низким уровнем
налогообложения;