Создание интегрированной системы поддержки жизненного цикла изделия
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
3
обслуживает 4,5 тыс. самолетов F-16 на основе заключенных кон-
трактов жизненного цикла [5].
Реализация контракта на жизненный цикл предполагает:
обеспечение и своевременную актуализацию (в связи с прове-
денными обслуживанием и ремонтом) электронной документации на
изделие в виде интерактивных электронных технических руководств
(ИЭТР);
управление надежностью эксплуатируемой техники на основе
проведенного на этапе проектирования анализа логистической под-
держки (АЛП), в результате которого формируются: эксплуатацион-
ный состав изделия, его функциональная структура, дерево отказов,
план обслуживания и ремонта, направленный на обеспечение задан-
ного уровня надежности и готовности, план поставок комплектую-
щих и расходных материалов;
подготовку и аттестацию специалистов по эксплуатации и об-
служиванию техники;
организацию единой системы управления поставками комплек-
тующих и расходных материалов с использованием единых катало-
гов и единой системы идентификации элементов поставок.
Приведенные требования уже сейчас предъявляются заказчиками
отечественной военно-технической и гражданской продукции.
Для предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию высо-
кой технической сложности с длительным циклом разработки, про-
изводства и эксплуатации, переход к выполнению контракта жизнен-
ного цикла требует реализации
концепции поддержки жизненного
цикла изделия
(ПЖЦИ), предполагающей:
полный переход на использование электронного макета изде-
лия (ЭМИ) в качестве подлинника конструкторской документации
(включая аналогичный переход и в отношении цифрового представ-
ления технологических процессов);
создание единого информационного пространства, соответст-
вующего требованиям международных стандартов [6], в котором
свободно циркулируют данные об изделии (доступ к этим данным
определяется выполняемыми функциями и соответствующими про-
цедурами аутентификации);
организацию (и управление) цепочек поставок, обеспечиваю-
щих эффективное взаимодействие участников жизненного цикла из-
делия (множества географически удаленных бизнес-партнеров) при
проектировании, производстве и эксплуатации изделия за счет авто-
матизации координации действий (на основе современных техноло-
гий управления бизнес-процессами) и своевременного обеспечения
соответствующих исполнителей актуальными данными об изделии
в необходимом объеме;