Е.И. Кузин, В.Е. Кузин
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016
сокращение запасов материалов и комплектующих
за счет внед-
рения принципов «just-in-time» («точно вовремя») [1], а в случае авто-
мобилестроения — «just-in-sequence» (русский термин отсутствует);
внедрение концепций управления «Бережливое производство»
и «Шесть сигм»
[2];
высокая степень автоматизации и роботизации производства
[3]. Обработка деталей, которая раньше требовала цепочки универ-
сального токарного, фрезерного, сверлильного, шлифовального обо-
рудования различных типов, теперь осуществляется на одном обраба-
тывающем центре с ЧПУ с использованием технологий высоко-
скоростной обработки. Проектирование технологического процесса во
многих случаях сводится к разработке одной управляющей программы
(вместо подробного описания маршрута детали по цехам и последова-
тельности операций с материальными и трудовыми нормативами
в каждом из них). Численность персонала в условиях роботизации
производства сокращается в несколько раз (а в некоторых случаях —
на порядок). При этом резко возрастают требования к квалификации
персонала. Вместо токарей, фрезеровщиков, слесарей требуются
наладчики и операторы станков с ЧПУ, знающие оборудование опре-
деленной марки (например, Nakamura, Kitamura, Liebher, Pietro Car-
naghi и др.);
интернационализация капитала и производства
. Товарное про-
изводство осуществляется на базе перешагнувших национальные рам-
ки широко кооперированных технологических цепочек (виртуальных
предприятий [4]). Страны, контролирующие производство конечного
наукоемкого продукта в транснациональных технологических цепоч-
ках, получают значительную долю дохода. Несвоевременное включе-
ние в международные технологические воспроизводящие цепочки
многих национальных экономик, в том числе и российской, оставляет
их в стороне от центрального вектора мирового развития.
Наряду с развитием мирового машиностроения произошли фун-
даментальные изменения в требованиях заказчиков и потребителей
машиностроительной продукции высокой технической сложности.
В связи с ростом стоимости эксплуатации такой продукции (превы-
шающей в разы стоимость изготовления), а также сложности ее об-
служивания и ремонта, подготовки специалистов по эксплуатации от
производителя теперь требуется всеобъемлющая поддержка этапа
эксплуатации, описываемая термином «контракт жизненного цикла».
Необходимо отметить, что контракт жизненного цикла существует
в Российской Федерации пока только на уровне целеполагания. На
Западе, в частности в США, это уже высокоэффективный инструмент
экономических отношений между государством и частными про-
мышленными корпорациями. Например, компания Lockheed Martin