Previous Page  2 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 22 Next Page
Page Background

Е.И. Кузин, В.Е. Кузин

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

сокращение запасов материалов и комплектующих

за счет внед-

рения принципов «just-in-time» («точно вовремя») [1], а в случае авто-

мобилестроения — «just-in-sequence» (русский термин отсутствует);

внедрение концепций управления «Бережливое производство»

и «Шесть сигм»

[2];

высокая степень автоматизации и роботизации производства

[3]. Обработка деталей, которая раньше требовала цепочки универ-

сального токарного, фрезерного, сверлильного, шлифовального обо-

рудования различных типов, теперь осуществляется на одном обраба-

тывающем центре с ЧПУ с использованием технологий высоко-

скоростной обработки. Проектирование технологического процесса во

многих случаях сводится к разработке одной управляющей программы

(вместо подробного описания маршрута детали по цехам и последова-

тельности операций с материальными и трудовыми нормативами

в каждом из них). Численность персонала в условиях роботизации

производства сокращается в несколько раз (а в некоторых случаях —

на порядок). При этом резко возрастают требования к квалификации

персонала. Вместо токарей, фрезеровщиков, слесарей требуются

наладчики и операторы станков с ЧПУ, знающие оборудование опре-

деленной марки (например, Nakamura, Kitamura, Liebher, Pietro Car-

naghi и др.);

интернационализация капитала и производства

. Товарное про-

изводство осуществляется на базе перешагнувших национальные рам-

ки широко кооперированных технологических цепочек (виртуальных

предприятий [4]). Страны, контролирующие производство конечного

наукоемкого продукта в транснациональных технологических цепоч-

ках, получают значительную долю дохода. Несвоевременное включе-

ние в международные технологические воспроизводящие цепочки

многих национальных экономик, в том числе и российской, оставляет

их в стороне от центрального вектора мирового развития.

Наряду с развитием мирового машиностроения произошли фун-

даментальные изменения в требованиях заказчиков и потребителей

машиностроительной продукции высокой технической сложности.

В связи с ростом стоимости эксплуатации такой продукции (превы-

шающей в разы стоимость изготовления), а также сложности ее об-

служивания и ремонта, подготовки специалистов по эксплуатации от

производителя теперь требуется всеобъемлющая поддержка этапа

эксплуатации, описываемая термином «контракт жизненного цикла».

Необходимо отметить, что контракт жизненного цикла существует

в Российской Федерации пока только на уровне целеполагания. На

Западе, в частности в США, это уже высокоэффективный инструмент

экономических отношений между государством и частными про-

мышленными корпорациями. Например, компания Lockheed Martin