Управление жизненным циклом сложных технических систем…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1
2016
3
части связано с эволюцией представлений о данных об изделии и
бизнес-процессах, составляющих ЖЦИ и осуществляемых без ис-
пользования бумажных носителей.
В настоящее время можно утверждать, что поддержка (управле-
ние) ЖЦИ — это концепция ведения бизнеса на основе системных
решений, обеспечивающих коллективную разработку, распростране-
ние и использование технических данных об изделии, а также управ-
ление ими, начиная с создания концептуального прототипа изделия
и заканчивая его утилизацией. Поддержка ЖЦИ обеспечивает инте-
грацию информации, персонала, бизнес-процессов, проектных, кон-
структорских, производственных и управленческих систем на всех
этапах жизненного цикла и объединяет в комплексную систему пере-
довые подходы и опорные технологии, включая управление данными
об изделии (PDM) [3], коллективные разработки, визуализацию, циф-
ровое производство, выбор стратегических поставщиков, управление
соответствиями, их проверку и пр.
Реализация концепции предполагает предварительную разработ-
ку и поддержание соответствующей архитектуры сложной организа-
ционной системы, которую образуют предприятия, процессы, техно-
логии, ресурсы, информация и пр., объединенные ЖЦИ на всех его
этапах [2, 4, 5]. Такая архитектура обеспечивает всестороннее виде-
ние сложной организационной системы и позволяет решить две глав-
ные проблемы. Первая проблема заключается в постоянном увеличе-
нии сложности организационной системы и ИТ-систем, находящихся
при этом в постоянном развитии, изменении. Вторая вызвана тем, что
со временем получить реальную отдачу от ИТ-систем становится
труднее. Очевидно, эти проблемы взаимосвязаны. Чем сложнее орга-
низационная система, тем труднее обеспечить согласованное и эффек-
тивное взаимодействие разнородных компонентов и получить макси-
мальную отдачу. Чем эффективнее удается справиться со сложностью
систем, тем выше вероятность получения реальной выгоды и достиже-
ния целей. Для разработки архитектуры используют методологию
описания архитектуры TOGAF [6] и таксономию Захмана [7], обеспе-
чивающие:
согласование целей участников ЖЦИ в рамках единого дерева
целей, отображенного на организационную структуру;
эффективное взаимодействие всех участников на всех этапах
ЖЦИ за счет систематизированных
,
адаптированных и оптимизиро-
ванных бизнес-процессов;
бесшовный обмен данными между участниками ЖЦИ за счет
единого информационного пространства, построенного в соответ-
ствии с международными стандартами;
информационную и функциональную интеграцию програм-
много обеспечения.