Управление жизненным циклом сложных технических систем…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1
2016
11
достаточно трудно. Низкий и нерегулярный спрос на российскую
наукоемкую продукцию почти полностью нивелирует преимущества,
которые дает создание и поддержка единого цифрового представле-
ния изделия (сокращение временных затрат на технологическую под-
готовку производства (ТПП), оптимизация производственных распи-
саний, балансировка производственных мощностей, оптимизация
складских запасов и т. п.). Поэтому в большинстве случаев на рос-
сийских предприятиях цифровые представления изделия создаются на
отдельных этапах жизненного цикла, но не являются совместимыми.
Например, на этапе ТПП при разработке управляющих программ
3D-модели создают с нуля или на основании электронных чертежей,
а на этапе производства технологические данные (маршруты, техно-
логические процессы, нормы) вводят вручную и используют лишь
для решения задачи объемно-календарного планирования.
В условиях избытка дешевой рабочей силы, отсутствия достаточ-
ного количества компетентных специалистов, необходимости быть
готовым к срочному выпуску продукции по распоряжению «сверху»
ради получения государственных дотаций руководство российских
предприятий предпочитает по традиции решать задачи подготовки и
планирования производства выделением дополнительных людских
ресурсов. Ошибочность такого экстенсивного подхода выявить до-
статочно трудно в силу ограниченного объема выпуска продукции,
не требующего интенсивного обмена данными и их обработки:
большинство проблем действительно могут быть решены телефон-
ными звонками или в ходе производственных совещаний. Также
необходимо упомянуть крайне низкий уровень культуры российского
персонала при работе с данными, что весьма отрицательно отражает-
ся на их качестве: данные вводят не полностью, нерегулярно и с
большим количеством ошибок. Имея такие исходные данные, мощ-
ные информационные системы неизбежно порождают ошибочные
отчеты, модели, планы. Необходимость поддержки международных
стандартов также не является для подавляющего большинства рос-
сийских предприятий актуальной в силу отсутствия спроса на их
продукцию за рубежом. В тех редких случаях, когда российская про-
дукция пользуется таким спросом, требования к ее эксплуатационному
обеспечению минимальны. Это позволяет, например, вместо обще-
принятых ИЭТР создавать технологические карты обслуживания и
ремонта техники в отрыве от ее электронного макета с неизбежными
проблемами актуализации такой документации при изменениях
конструкторских или технологических данных.
Математические модели изделия и процессов в цифровом
формате — ядро ПЖЦИ.
Перевод данных об изделии в цифровой
формат потребовал смены методологии их создания и обработки на
всех этапах ЖЦИ [5, 11–15]. Так, на этапе КТПП вместо подготовки
комплекта документов, не содержащих структурированных данных,