Previous Page  11 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 24 Next Page
Page Background

Управление жизненным циклом сложных технических систем…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1

2016

11

достаточно трудно. Низкий и нерегулярный спрос на российскую

наукоемкую продукцию почти полностью нивелирует преимущества,

которые дает создание и поддержка единого цифрового представле-

ния изделия (сокращение временных затрат на технологическую под-

готовку производства (ТПП), оптимизация производственных распи-

саний, балансировка производственных мощностей, оптимизация

складских запасов и т. п.). Поэтому в большинстве случаев на рос-

сийских предприятиях цифровые представления изделия создаются на

отдельных этапах жизненного цикла, но не являются совместимыми.

Например, на этапе ТПП при разработке управляющих программ

3D-модели создают с нуля или на основании электронных чертежей,

а на этапе производства технологические данные (маршруты, техно-

логические процессы, нормы) вводят вручную и используют лишь

для решения задачи объемно-календарного планирования.

В условиях избытка дешевой рабочей силы, отсутствия достаточ-

ного количества компетентных специалистов, необходимости быть

готовым к срочному выпуску продукции по распоряжению «сверху»

ради получения государственных дотаций руководство российских

предприятий предпочитает по традиции решать задачи подготовки и

планирования производства выделением дополнительных людских

ресурсов. Ошибочность такого экстенсивного подхода выявить до-

статочно трудно в силу ограниченного объема выпуска продукции,

не требующего интенсивного обмена данными и их обработки:

большинство проблем действительно могут быть решены телефон-

ными звонками или в ходе производственных совещаний. Также

необходимо упомянуть крайне низкий уровень культуры российского

персонала при работе с данными, что весьма отрицательно отражает-

ся на их качестве: данные вводят не полностью, нерегулярно и с

большим количеством ошибок. Имея такие исходные данные, мощ-

ные информационные системы неизбежно порождают ошибочные

отчеты, модели, планы. Необходимость поддержки международных

стандартов также не является для подавляющего большинства рос-

сийских предприятий актуальной в силу отсутствия спроса на их

продукцию за рубежом. В тех редких случаях, когда российская про-

дукция пользуется таким спросом, требования к ее эксплуатационному

обеспечению минимальны. Это позволяет, например, вместо обще-

принятых ИЭТР создавать технологические карты обслуживания и

ремонта техники в отрыве от ее электронного макета с неизбежными

проблемами актуализации такой документации при изменениях

конструкторских или технологических данных.

Математические модели изделия и процессов в цифровом

формате — ядро ПЖЦИ.

Перевод данных об изделии в цифровой

формат потребовал смены методологии их создания и обработки на

всех этапах ЖЦИ [5, 11–15]. Так, на этапе КТПП вместо подготовки

комплекта документов, не содержащих структурированных данных,