Е.И. Кузин, В.Е. Кузин
10
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1
2016
ризация ISO 10303, концептуальное объектно-ориентированное моде-
лирование ЖЦИ и отдельных его этапов [9].
Концепция ПЖЦИ и новые бизнес-модели предприятия.
К середине 1990-х годов стало очевидным, что ПЖЦИ выходит за
рамки оборонно-промышленной тематики, имеет огромный потенци-
ал развития в гражданской отрасли и становится одним из конку-
рентных преимуществ предприятий, работающих на мировом рынке
[2–4, 10]. Появился термин «контракт на поддержку жизненного цик-
ла изделия», означавший перевод экономической деятельности пред-
приятий, которые выпускают изделия высокой технической сложно-
сти, на
сервис-ориентированную бизнес-модель
. Предприятия теперь
предлагали в качестве альтернативы приобретения изготавливаемой
продукции
время (часы) ее эксплуатации
, включая услуги по ее тех-
ническому обслуживанию и ремонту без передачи прав собственно-
сти. Это позволяло снизить размер единовременных платежей, заме-
нив их своего рода «абонентской платой» за использование изделия.
Ярким примером перехода на сервис-ориентированную бизнес-
модель является пример продажи времени эксплуатации авиадвига-
телей компанией General Electric. Необходимо отметить, что для за-
ключения контракта на приобретение услуги по эксплуатации двига-
теля компания-покупатель должна отвечать определенному набору
требований. Например, на самолетах, на которых будут установлены
такие двигатели, должна быть система протоколирования всех собы-
тий, произошедших с самолетом в ходе его эксплуатации (включая
события технического обслуживания и ремонтов).
Основные принципы ПЖЦИ.
В ходе работ по созданию стан-
дартов, каталогов, систем кодирования и реализации проектов по
апробации этой нормативной базы был сформулирован ряд принци-
пов, которые считаются неформальными «аксиомами» ПЖЦИ.
1. Поддержку ЖЦИ реализуют путем создания, использования и
актуализации цифрового образа (макета) изделия с подробной (по-
операционной) историей его проектирования, модификации, изготов-
ления и эксплуатации.
2. Данные об изделии создают единожды, а используют много-
кратно.
3.
Создание данных, их обработка и обмен происходят в автомати-
зированном режиме с минимальным участием человека (так появилась
интерпретация аббревиатуры CALS: Commerce At Light Speed — биз-
нес со скоростью света).
4. Обмен данными осуществляется в соответствии с междуна-
родными стандартами.
С учетом современного уровня развития ИТ реализация перечис-
ленных принципов кажется естественным и рациональным решени-
ем. Однако сделать это на практике особенно в российских условиях