Previous Page  10 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 24 Next Page
Page Background

Е.И. Кузин, В.Е. Кузин

10

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1

2016

ризация ISO 10303, концептуальное объектно-ориентированное моде-

лирование ЖЦИ и отдельных его этапов [9].

Концепция ПЖЦИ и новые бизнес-модели предприятия.

К середине 1990-х годов стало очевидным, что ПЖЦИ выходит за

рамки оборонно-промышленной тематики, имеет огромный потенци-

ал развития в гражданской отрасли и становится одним из конку-

рентных преимуществ предприятий, работающих на мировом рынке

[2–4, 10]. Появился термин «контракт на поддержку жизненного цик-

ла изделия», означавший перевод экономической деятельности пред-

приятий, которые выпускают изделия высокой технической сложно-

сти, на

сервис-ориентированную бизнес-модель

. Предприятия теперь

предлагали в качестве альтернативы приобретения изготавливаемой

продукции

время (часы) ее эксплуатации

, включая услуги по ее тех-

ническому обслуживанию и ремонту без передачи прав собственно-

сти. Это позволяло снизить размер единовременных платежей, заме-

нив их своего рода «абонентской платой» за использование изделия.

Ярким примером перехода на сервис-ориентированную бизнес-

модель является пример продажи времени эксплуатации авиадвига-

телей компанией General Electric. Необходимо отметить, что для за-

ключения контракта на приобретение услуги по эксплуатации двига-

теля компания-покупатель должна отвечать определенному набору

требований. Например, на самолетах, на которых будут установлены

такие двигатели, должна быть система протоколирования всех собы-

тий, произошедших с самолетом в ходе его эксплуатации (включая

события технического обслуживания и ремонтов).

Основные принципы ПЖЦИ.

В ходе работ по созданию стан-

дартов, каталогов, систем кодирования и реализации проектов по

апробации этой нормативной базы был сформулирован ряд принци-

пов, которые считаются неформальными «аксиомами» ПЖЦИ.

1. Поддержку ЖЦИ реализуют путем создания, использования и

актуализации цифрового образа (макета) изделия с подробной (по-

операционной) историей его проектирования, модификации, изготов-

ления и эксплуатации.

2. Данные об изделии создают единожды, а используют много-

кратно.

3.

Создание данных, их обработка и обмен происходят в автомати-

зированном режиме с минимальным участием человека (так появилась

интерпретация аббревиатуры CALS: Commerce At Light Speed — биз-

нес со скоростью света).

4. Обмен данными осуществляется в соответствии с междуна-

родными стандартами.

С учетом современного уровня развития ИТ реализация перечис-

ленных принципов кажется естественным и рациональным решени-

ем. Однако сделать это на практике особенно в российских условиях