1 / 24 Next Page
Information
Show Menu
1 / 24 Next Page
Page Background

Управление жизненным циклом сложных технических систем…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1

2016

1

УДК 62.50:681.51

Управление жизненным циклом сложных технических

систем: история развития, современное состояние

и внедрение на машиностроительном предприятии

© Е.И. Кузин

1

, В.Е. Кузин

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

НПК «Уралвагонзавод», Нижний Тагил, 622007, Россия

Проведен обзор истории развития и современного состояния управления жизнен-

ным циклом сложных технических систем. Рассмотрены способ организации про-

цессов и данных на предприятии в рамках концепции поддержки жизненного цикла

сложных технических систем и методология описания архитектуры сложных ор-

ганизационных систем. Обобщены и сформулированы

принципы, методологии,

стандарты и технологии реализации систем поддержки жизненного цикла. Рас-

смотрен пример внедрения концепции поддержки жизненного цикла на Уралвагон-

заводе.

Ключевые слова

:

сложные технические системы, жизненный цикл изделий, под-

держка жизненного цикла, CALS-технологии, архитектура предприятий, управле-

ние бизнес-процессами, единое информационное пространство.

Введение.

Сложные технические системы (самолеты, вертолеты,

танки, атомные реакторы, буровые платформы и пр.) проходят жизнен-

ный цикл, занимающий десятки лет. Управление жизненным циклом

изделия (ЖЦИ) таких систем является

стратегическим

направлением

науки и технологической политики в промышленности и смежных сек-

торах, позволяющим обеспечить сокращение

[1]

:

затрат на разработку и производство наукоемкой продукции

на 20…30 %;

затрат, связанных с браком и устранением дефектов продук-

ции, на 15…20 %;

затрат в период эксплуатации продукции на 20…25 %;

времени вывода на рынок новых образцов продукции на

60…70 %.

В начале 2000-х годов под поддержкой ЖЦИ понимали в основ-

ном проектные и конструкторские работы, поскольку инструмен-

тальные средства были сосредоточены на автоматизированном про-

ектировании и управлении данными. До недавнего времени развитие

информационных технологий (ИТ) шло в направлении автоматиза-

ции процессов определенной специализации, выполняемых на одном

рабочем месте: проектирование (CAD/САПР), инженерные расчеты

(CAE), проектирование технологических процессов (САПР ТП), опе-

рационный учет, управление ресурсами (ERP) и др. [2]. Типичный