Управление жизненным циклом сложных технических систем…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1
2016
13
расширением требований к изделиям и, как следствие, суще-
ственным возрастанием их технической сложности, что в свою оче-
редь повлекло за собой необходимость установления эффективной
и экономичной обратной связи между этапом эксплуатации и этапом
проектирования;
экспоненциальным ростом затрат на ТОиР изделий;
зависимостью 80 % затрат на изготовление и эксплуатацию из-
делий от решений, принимаемых на этапе их проектирования;
стремлением заказчиков снизить издержки на закупку и экс-
плуатацию техники.
Развитие технологии создания данных об изделии и технологии
их обмена в цифровом формате, а также автоматизация управления
взаимодействием между участниками ЖЦИ привели к возникнове-
нию новой организационной формы экономических связей —
вирту-
ального предприятия
— группы участников жизненного цикла, объ-
единенных в рамках единого информационного пространства, единой
системы управления и взаимодействующих в соответствии с функ-
циональной моделью ЖЦИ. Виртуальное предприятие существует,
пока имеется потребность в поддержке соответствующего жизненного
цикла (или, другими словами, пока действует контракт на поддержку
жизненного цикла). Главной особенностью виртуального предприя-
тия является высокая степень информационной и функциональной
интеграции его участников в условиях отсутствия единого юридиче-
ского лица, обеспечивающего вертикальные связи управления и
определяющего права собственности на материальное имущество.
Основной и единственный актив виртуального предприятия —
это данные о ЖЦИ. Виртуальное предприятие обладает рядом
п р е и м у щ е с т в, среди которых главными являются следующие:
высокая динамичность. Предприятие создается с целью реали-
зации жизненного цикла конкретной продукции (определенного но-
менклатурного ряда). При падении или отсутствии спроса на изделие
виртуальное предприятие расформировывают, а его участники про-
должают свою экономическую деятельность на других рынках или
рыночных сегментах. Данная возможность позволяет предприятиям
подстроиться под требования современного рынка, характеризующе-
гося высокой динамикой спроса (длительность жизненного цикла по-
стоянно сокращается) и отсутствием потребности в крупных объемах
серийной (одной и той же) продукции;
одновременное участие в нескольких виртуальных предприяти-
ях в соответствии со своими ключевыми компетенциями и ресурс-
ными возможностями. Таким образом, виртуальное предприятие спо-
собствует реализации одной из основополагающих рыночных
стратегий — формирование и совершенствование ключевых компе-
тенций.