Previous Page  6 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 16 Next Page
Page Background

С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов

6

(телескопа, спектрометра и т. п.), выступающего в качестве полезной

нагрузки, может подготовить, опираясь на международный стандарт,

фирма-производитель. Операторы перспективного БПЛА подключат

данный прибор к внешней шине, которая согласовывает параметры,

установленные международными стандартами, с параметрами, ис-

пользуемыми в бортовых системах. Для взаимодействия блоков БКУ

используется внутренняя шина.

Проблемы функционирования системы связи.

В контуре управ-

ления полетом перспективного БПЛА, несмотря на его высокую авто-

матизацию, особое место занимает система связи (СС). Система связи

обеспечивает обмен данными между наземным пунктом и ЛА. Она

предназначена для приема указаний с наземного пункта в случае кар-

динальных изменений плана полета, миссии и др. С наземного пункта

можно изменять также приоритеты бортовых подпрограмм. Такой

подход позволяет при необходимости оперативно провести масштаб-

ные изменения в системе. Например, можно изменить логику работы

любого модуля без перепрограммирования. Для этого программа мо-

дуля разбита на подпрограммы, которые имеют свои уровни приори-

тета выполнения. Если необходимо изменить работу модуля, то в за-

висимости от цели повышают уровень приоритета определенных

подпрограмм. Для такого действия вместо целой прошивки требуется

всего один «кадр» информации с данными о подпрограмме и уровне ее

приоритета.

При проектировании перспективной СС следует учитывать со-

временные угрозы для ее номинального функционирования.

1. Сигналы GPS- и ГЛОНАСС-навигаторов, как и любые сигна-

лы, принимаемые или отсылаемые БПЛА, можно перехватывать

и подменять, а сами приемники можно вывести из строя так же, как

и любые другие электронные устройства.

2. В управлении БПЛА есть одно уязвимое звено — необходи-

мость постоянного обмена информацией с наземными пунктами

управления. Большой объем передаваемых данных требует достаточ-

но больших каналов радиосвязи, для которых очень сложно (практи-

чески невозможно) обеспечить высокий уровень надежности. В част-

ности, один БПЛА типа Global Hawk требует скорости передачи

данных 500 Мбайт/с. В простейшем случае их можно попросту пере-

крыть поставленными помехами.

3. В 2012 г. американскими учеными из Техасского университета

в г. Остин (США) была доказана практическая возможность взлома и

перехвата управления БПЛА путем так называемого GPS-спуфинга.

Под GPS-спуфингом подразумевают передачу на диапазоне частот

спутниковой навигационной системы ложных сигналов навигационно-

го обеспечения высокой интенсивности, которые бортовая навигаци-

онная аппаратура ЛА принимает за истинные. Однако исследователи