С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов
6
(телескопа, спектрометра и т. п.), выступающего в качестве полезной
нагрузки, может подготовить, опираясь на международный стандарт,
фирма-производитель. Операторы перспективного БПЛА подключат
данный прибор к внешней шине, которая согласовывает параметры,
установленные международными стандартами, с параметрами, ис-
пользуемыми в бортовых системах. Для взаимодействия блоков БКУ
используется внутренняя шина.
Проблемы функционирования системы связи.
В контуре управ-
ления полетом перспективного БПЛА, несмотря на его высокую авто-
матизацию, особое место занимает система связи (СС). Система связи
обеспечивает обмен данными между наземным пунктом и ЛА. Она
предназначена для приема указаний с наземного пункта в случае кар-
динальных изменений плана полета, миссии и др. С наземного пункта
можно изменять также приоритеты бортовых подпрограмм. Такой
подход позволяет при необходимости оперативно провести масштаб-
ные изменения в системе. Например, можно изменить логику работы
любого модуля без перепрограммирования. Для этого программа мо-
дуля разбита на подпрограммы, которые имеют свои уровни приори-
тета выполнения. Если необходимо изменить работу модуля, то в за-
висимости от цели повышают уровень приоритета определенных
подпрограмм. Для такого действия вместо целой прошивки требуется
всего один «кадр» информации с данными о подпрограмме и уровне ее
приоритета.
При проектировании перспективной СС следует учитывать со-
временные угрозы для ее номинального функционирования.
1. Сигналы GPS- и ГЛОНАСС-навигаторов, как и любые сигна-
лы, принимаемые или отсылаемые БПЛА, можно перехватывать
и подменять, а сами приемники можно вывести из строя так же, как
и любые другие электронные устройства.
2. В управлении БПЛА есть одно уязвимое звено — необходи-
мость постоянного обмена информацией с наземными пунктами
управления. Большой объем передаваемых данных требует достаточ-
но больших каналов радиосвязи, для которых очень сложно (практи-
чески невозможно) обеспечить высокий уровень надежности. В част-
ности, один БПЛА типа Global Hawk требует скорости передачи
данных 500 Мбайт/с. В простейшем случае их можно попросту пере-
крыть поставленными помехами.
3. В 2012 г. американскими учеными из Техасского университета
в г. Остин (США) была доказана практическая возможность взлома и
перехвата управления БПЛА путем так называемого GPS-спуфинга.
Под GPS-спуфингом подразумевают передачу на диапазоне частот
спутниковой навигационной системы ложных сигналов навигационно-
го обеспечения высокой интенсивности, которые бортовая навигаци-
онная аппаратура ЛА принимает за истинные. Однако исследователи