Previous Page  4 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 16 Next Page
Page Background

С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов

4

Иерархия подсистем БКУ.

Бортовой комплекс управления яв-

ляется основной системой, контролирующей ЛА, в частности связь,

навигацию, напряженное состояние конструкции и т. п. Комплекс

также непосредственно выполняет полетное задание в соответствии

с алгоритмами наведения и стабилизации, образующими контур

управления движением ЛА [4].

В рамках рассматриваемого проекта проектируемый БКУ должен

обладать относительной универсальностью, т. е. иметь возможность

гибкой настройки под различные типы ЛА. Для достижения этого

требования необходимы модульная систематизация строения ком-

плекса управления и использование относительно легко адаптируе-

мого программного кода.

Бортовой комплекс управления суборбитального ракетоплана со-

стоит из шести блоков МК1–МК6 (рис. 3). Среди них следует особо

выделить блок управления (БУ), который обрабатывает поступа-

ющую от остальных блоков информацию и выдает управляющие

сигналы. Блок управления проводит циклическую процедуру опроса

подконтрольных систем, формирует команду информационным бло-

кам и контролирует их функционирование. Например, при опросе си-

стемы связи (СС) БУ обновляет полетное задание и в соответствии

с ним отправляет команды автомату стабилизации (АС) для отработ-

ки следования по курсу.

На рис. 3 показаны также взаимосвязи всех блоков в общей

структуре разрабатываемого БКУ. Для различных ЛА и выполня-

емых ими задач предусмотрена возможность изменения количества и

состава блоков, а также перераспределения их задач. Разбитую на

блоки систему можно масштабировать экстенсивно, выделяя на каж-

дый блок собственный процессор, либо интенсивно, оптимизируя ал-

горитмы блоков. Особенно актуально выделение процессора для

блока стабилизации, в котором оперативная обработка и интегриро-

вание данных, полученных от датчиков инерциальной навигационной

системы, должны осуществляться в строго определенные интервалы

времени. В связи с этим можно использовать отдельный процессор,

задачей которого является исключительно интегрирование данных.

Такой подход позволяет также внедрить аппаратную систему ре-

зервирования, необходимую в случае отказа БУ. При отказе автомата

стабилизации система перенаправит задачи этого блока на процессор

управления внешней шиной, что позволит обеспечить частичное вы-

полнение миссии или безопасную посадку ЛА.

Разделение бортовой коммутации на внутреннюю и внешнюю

шины (рис. 4) позволяет обособить программы для работы с внеш-

ним и внутренним оборудованием, что также повышает гибкость си-

стемы. К примеру, программное обеспечение для некоего прибора