С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов
4
Иерархия подсистем БКУ.
Бортовой комплекс управления яв-
ляется основной системой, контролирующей ЛА, в частности связь,
навигацию, напряженное состояние конструкции и т. п. Комплекс
также непосредственно выполняет полетное задание в соответствии
с алгоритмами наведения и стабилизации, образующими контур
управления движением ЛА [4].
В рамках рассматриваемого проекта проектируемый БКУ должен
обладать относительной универсальностью, т. е. иметь возможность
гибкой настройки под различные типы ЛА. Для достижения этого
требования необходимы модульная систематизация строения ком-
плекса управления и использование относительно легко адаптируе-
мого программного кода.
Бортовой комплекс управления суборбитального ракетоплана со-
стоит из шести блоков МК1–МК6 (рис. 3). Среди них следует особо
выделить блок управления (БУ), который обрабатывает поступа-
ющую от остальных блоков информацию и выдает управляющие
сигналы. Блок управления проводит циклическую процедуру опроса
подконтрольных систем, формирует команду информационным бло-
кам и контролирует их функционирование. Например, при опросе си-
стемы связи (СС) БУ обновляет полетное задание и в соответствии
с ним отправляет команды автомату стабилизации (АС) для отработ-
ки следования по курсу.
На рис. 3 показаны также взаимосвязи всех блоков в общей
структуре разрабатываемого БКУ. Для различных ЛА и выполня-
емых ими задач предусмотрена возможность изменения количества и
состава блоков, а также перераспределения их задач. Разбитую на
блоки систему можно масштабировать экстенсивно, выделяя на каж-
дый блок собственный процессор, либо интенсивно, оптимизируя ал-
горитмы блоков. Особенно актуально выделение процессора для
блока стабилизации, в котором оперативная обработка и интегриро-
вание данных, полученных от датчиков инерциальной навигационной
системы, должны осуществляться в строго определенные интервалы
времени. В связи с этим можно использовать отдельный процессор,
задачей которого является исключительно интегрирование данных.
Такой подход позволяет также внедрить аппаратную систему ре-
зервирования, необходимую в случае отказа БУ. При отказе автомата
стабилизации система перенаправит задачи этого блока на процессор
управления внешней шиной, что позволит обеспечить частичное вы-
полнение миссии или безопасную посадку ЛА.
Разделение бортовой коммутации на внутреннюю и внешнюю
шины (рис. 4) позволяет обособить программы для работы с внеш-
ним и внутренним оборудованием, что также повышает гибкость си-
стемы. К примеру, программное обеспечение для некоего прибора