С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов
12
Еще одно достоинство этих платформ заключается в том, что за
время их существования появился большой массив практических
данных и алгоритмов, доступный для адаптации и сравнительного
анализа.
Летные испытания и полунатурное моделирование.
Испытания
алгоритма стабилизации для суборбитального ракетоплана проводи-
лись методом натурных телеметрических испытаний, т. е. на авиамо-
дели с записью телеметрической информации. Итоги испытаний вы-
явили необходимость уже упоминавшейся адаптивной настройки
ПИД-регулятора, поскольку модель стабилизировалась с различной
эффективностью при разных погодных условиях.
Схема проведения испытаний имела упрощенную структуру.
Оператор выводил аппарат в заданную точку и переключал его в ре-
жим автопилота. Далее моделью управлял алгоритм стабилизации
с предварительно настроенными «ПИД-коэффициентами». Алгоритм
был настроен на выдерживание прямолинейного движения ЛА на по-
стоянной высоте по заданному курсу. Датчики, расположенные на
модели, позволяли оценить степень отклонения от прямой линии и
соответственно получить информацию для оценки эффективности
алгоритма. После проведения эксперимента оператор вновь пере-
ключал модель в режим ручного управления и осуществлял посадку
ЛА. Следует отметить, что подобные испытания имеют ряд недо-
статков, поэтому для отработки алгоритмов также был создан стенд
полунатурного моделирования [9].
Стенд передает в БКУ сигналы, имитирующие показания датчи-
ков, и анализирует поведение САУ. Таким образом, можно модели-
ровать различные нештатные режимы полета, в частности сваливание
в штопор, отказ закрылка. На стенде выполняют также предполетную
проверку различных систем (сервоприводов, датчиков, двигателя
и др.). Программная составляющая стенда реализована в среде Matlab
R2014b.
Заключение.
В работе представлены основные аспекты систем
управления перспективными БПЛА на примере конкретного аван-
проекта. На данном этапе разработки система управления обладает
такими свойствами, как:
1)
квазиавтономность
— позволяет минимизировать участие
оператора наземного пункта управления от момента взлета до мо-
мента успешной посадки даже при возникновении НШС;
2)
модульность
— позволяет при необходимости быстро изме-
нять и расширять конфигурацию и функционал системы, тем самым
своевременно повышать отказоустойчивость всего объекта управле-
ния в целом, а также снижать значения массогабаритных и стоимост-
ных характеристик, что немаловажно при эксплуатации системы