С.Н. Илюхин, А.Г. Топорков, В.В. Корянов, Р.Э. Аюпов, Н.Г. Павлов
2
высокая степень отказоустойчивости системы к нештатным си-
туациям.
Разработка полноценной иерархической структуры системы
управления требует детализации конкретных подсистем с учетом всех
взаимосвязей [1]. В рамках данной работы изложены некоторые осно-
вы синтеза такой структуры в ходе конструкторского аванпроекта по
созданию принципиально нового типа БПЛА, в частности, архитекту-
ра контура управления, методы построения каналов внутренней и
внешней систем связи, а также этапы полунатурных и натурных испы-
таний системы стабилизации.
Аванпроект перспективного БПЛА.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана
в рамках научно-исследовательской деятельности ведется работа над
молодежными проектами, одним из которых является проект «Суб-
орбитальный ракетоплан» [2]. Указанный проект особо интересен
тем, что система управления в этом случае создавалась с чистого ли-
ста, без использования элементов экспертного оценивания [3], по-
скольку не был собран достаточный массив статистических данных,
полученных в результате анализа свойств существующих образцов.
Следует также отметить, что в отличие от большинства любитель-
ских проектов по созданию БПЛА в данной работе проводили струк-
туризацию и синтез не командной, а комбинированной системы
управления.
Суборбитальный ракетоплан представляет собой перспективный
многоразовый БПЛА с разгонными блоками, расположенными по
тандемной схеме. Летательный аппарат служит для выведения полез-
ных грузов на высоту низких орбит искусственных спутников Земли,
проведения исследовательских опытов в условиях микрогравитации,
выполнения функций связи и дистанционного зондирования Земли.
Схема полета суборбитального ракетоплана (рис. 1) на первом
участке представляет собой типичную программу выведения с про-
должительным вертикальным участком и вершиной траектории в
нижних слоях термосферы (~ 100 км). Однако второй участок полета,
в отличие от типовых ракет-носителей, для последней ступени раке-
топлана не является этапом баллистического спуска. Перед входом
в более плотные слои атмосферы изменяется геометрическая конфи-
гурация БПЛА путем разворота несущей аэродинамической поверх-
ности, что приводит к трансформации компоновки аппарата от ра-
кетной к планерной схеме. Последующий участок полета является
планирующим. По первоначальным оценкам, дальность полета суб-
орбитального ракетоплана может достигать 1000 км. Следует упомя-
нуть, что на начальном этапе проектирования полет ЛА на конечном
участке предполагается пассивным, однако дальнейшее введение ак-
тивного участка разработчиками не исключается. Приземление аппа-
рата представляет собой неуправляемый парашютный спуск.