В.С. Гаврилова, С.А. Воронов
4
Полужидкостное трение наблюдается в тех случаях, когда одновре-
менно с жидкостным трением имеет место граничное, или сухое, тре-
ние. Такое трение характерно при пуске механизмов. Часто при пуске в
условиях полужидкостного трения детали изнашиваются гораздо боль-
ше, чем после нескольких часов устоявшегося режима работы. В таких
условиях применяют покрытия на основе графита, дисульфид молибде-
на, а также металлические покрытия с фторопластовым наполнителем.
На основании изложенного выше была разработана блок-схема
с методикой выбора материалов поверхностного слоя деталей пар
трения.
Для наглядного примера можно рассмотреть пару трения пор-
шень—стенки отверстий блока цилиндров аксиально-поршневой
гидромашины. В серийно выпускаемых гидромашинах поршни изго-
тавливают из стали 50ХФА, а в отверстия стального блока цилиндров
запрессовывают втулки из латуни ЛМцСКА-58-2-2-1-1. Схема сил,
действующих на поршень и стенки отверстий блока цилиндров,
представлена на рис. 1.
Рис. 1.
Схема сил в паре трения поршень—стенки отверстий блока
цилиндров
На выбранную пару трения оказывают воздействие силы, возни-
кающие от взаимодействия поршня с башмаком и башмака с наклон-
ным диском. Во время работы насоса между башмаком и поршнем
возникает сила трения
F
тр
, с противоположной стороны на поршень
действует сила давления рабочей жидкости
Р
, и, как следствие, воз-
никает сила реакции опоры между башмаком и диском
R
бо
и между
поршнем и стенками отверстий блока цилиндров
R
1
и
R
2
. Макси-
мальное контактное давление составляет 131,6 МПа, относительная
скорость скольжения 2,38 м/с, температура работы –70…+130 °С.