Анализ факторов, влияющих на выбор поверхностного слоя материала…
1
УДК 621.22
Анализ факторов, влияющих на выбор поверхностного
слоя материала сопряженных деталей пар трения
© В.С. Гаврилова
1
, С.А. Воронов
2
1
АО «Всероссийский научно-исследовательский институт “Сигнал”»,
г. Ковров, Владимирская обл., 601903, Россия
2
Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева,
г. Ковров, Владимирская обл., 601910, Россия
Рассмотрены и проанализированы общие сведения о выборе покрытий и методов
поверхностного упрочнения деталей пар трения. На основе общих рекомендаций
по выбору поверхностных слоев материалов, учитывающих условия работы пар
трения, проведен анализ режимов нагружения и подбор покрытий пары трения
поршень — отверстия блока цилиндров аксиально-поршневой гидромашины.
Установлено, что для рассматриваемой пары трения можно рекомендовать
фторопластовое покрытие.
Ключевые слова:
пара трения, фторопластовое покрытие, поверхностный слой,
режим нагружения.
В процессе эксплуатации отдельные детали машин и механизмов
изнашиваются под воздействием сил трения, нагрузок и условий ра-
боты. Основная причина неисправностей механизмов — износ сопря-
гаемых деталей. Процесс изнашивания сопровождается изменением
размеров и формы деталей, возникновением дополнительных дина-
мических нагрузок и вибраций, усталостью рабочих поверхностей
и концентрацией напряжений. Поэтому повышение эксплуатацион-
ных характеристик машин и механизмов за счет снижения износа
применяемых в них пар трения в настоящее время является актуаль-
ной задачей.
Один из наиболее эффективных путей решения этой задачи —
снижение трения и повышение износостойкости за счет применения
антифрикционных покрытий и поверхностной обработки. Правильно
подобранные материалы сопряженных поверхностей способны зна-
чительно снизить трение, а следовательно, и износ деталей. Именно
поэтому необходим такой выбор сочетаний покрытий и материалов,
которые бы обеспечивали не только приемлемые потери на трение,
но и стабильную работу покрытий при заданных условиях нагруже-
ния пар трения.
Для выбора материалов поверхностей пар трения требуется оце-
нить их режимы нагружения: давление в контакте и гидравлической
системе; относительные скорости скольжения поверхностей трения;
температуру рабочей жидкости и поверхностей трения в местах кон-
такта.