Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

Анализ факторов, влияющих на выбор поверхностного слоя материала…

3

обработка снижает усталостный износ коррозионно-стойкой стали

в 1,3 раза по сравнению с необработанной поверхностью [7]. Повы-

шение усталостной прочности происходит также при лазерной тер-

мообработке. Для чугунов можно достичь повышения прочности в

1,5 раза по сравнению с необработанной поверхностью [8].

Высокая стойкость к усталостному износу характерна для по-

верхностей, упрочненных методами химико-термической обработки.

Поверхностную твердость конструкционных сталей, обработанных

таким методом, можно повысить до значений 7…17 ГПа [9].

Детали механизмов, работающие в экстремальных условиях, за-

частую подвержены интенсивному как абразивному, так и усталост-

ному износу, поэтому в некоторых случаях целесообразно сочетать

поверхностное упрочнение и нанесение антифрикционных покрытий.

Наиболее часто выходу из строя пар трения способствует адгезион-

ный износ, или износ при заедании («схватывании»). Он заключается

в том, что при локальном разогреве и пластической деформации кон-

тактирующих выступов разрушается защитная пленка и материалы

трущихся поверхностей свариваются в области контакта микровы-

ступов. «Схватывание» особо опасно для контакта двух твердых ма-

териалов. Для сталей и чугунов в условиях трения скольжения луч-

шим материалом сопряженной детали являются цветные металлы

и сплавы, имеющие в структуре мягкую составляющую, в качестве

которой могут служить включения олова, меди или свинца. Эти

металлы «схватываются» со сталью, но адгезионные связи разруша-

ются по менее прочным цветным металлам [10].

Следующим шагом к выбору материалов поверхностного слоя

деталей пар трения является определение условий смазки контакти-

рующих поверхностей. В зависимости от наличия на трущихся по-

верхностях смазывающей жидкости различают жидкостное, полу-

жидкостное, граничное и сухое виды трения. В условиях жидкостной

смазки, когда поверхности деталей разделены несущим гидродина-

мическим слоем, коэффициент трения минимален, а износ практиче-

ски отсутствует.

Когда поверхности трения разделены слоем смазки малой тол-

щины (менее 0,1 мкм), не превышающим высоты микронеровностей

поверхности, возникает граничное трение. В условиях граничного

трения для удержания смазки на поверхности контакта пар трения

возможно применение поверхностно-активных веществ. К ним отно-

сят соединения, содержащие карбоксильные группы, спирты, раз-

личные эфиры, смолы, сернистые соединения.

Если граничный слой разрушается, а нагрузка превышает силы

сцепления смазочного материала с рабочей поверхностью детали, то

в месте контакта возникают сухое трение и, как следствие, задиры,

заклинивания.