Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

В.С. Гаврилова, С.А. Воронов

2

Применение всех антифрикционных покрытий ограничено их фи-

зико-механическими свойствами, которые определяют возможные

режимы нагружения пар трения при применении тех или иных по-

крытий. Например, дисульфид молибдена используют при больших

перепадах температур (–180…+400 °С) и высоких удельных нагруз-

ках, а цинковые сплавы в паре со сталью склонны к заеданию, что

ограничивает их применение при малых нагрузках [1].

При высоких температурах возможно применение газотермиче-

ского напыления, при сухом трении до 500 °С — сочетание твердых

материалов с мягкой связкой (карбид вольфрама — кобальт или ни-

кель), при повышенных температурах (до 900 °С) — карбид хрома —

нихром.

Важным этапом правильного выбора покрытий и методов по-

верхностной обработки является определение преобладающего вида

износа, которому подвержены детали пар трения. Наиболее распро-

страненный вид износа — абразивное изнашивание, сущность кото-

рого заключается в разрушении металла твердыми зернами абразива

при пластическом деформировании и микрорезании трущихся по-

верхностей.

При интенсивном абразивном износе применяют покрытия с вы-

сокой твердостью. К ним можно отнести наплавочные материалы —

хромоникелевые сплавы, содержащие бориды, карбиды, имеющие

способность самофлюсоваться [2], а также композиционные электро-

литические покрытия [3]. Также абразивному изнашиванию значи-

тельно препятствуют материалы, способные к поглощению твердых

частиц. Таким свойством обладают полимерные покрытия, в частно-

сти, фторопласт 4 легко поглощает твердые частицы абразива за счет

очень низкого модуля упругости [4].

Еще одним видом износа является усталостное изнашивание —

выкрашивание или отслаивание частиц материала с образованием

ямок на поверхности в результате длительного нагружения перемен-

ными по величине и направлению усилиями. Сопротивление устало-

сти антифрикционного слоя на стали повышается с уменьшением его

толщины. Это объясняется упрочняющим влиянием стального основа-

ния, ограничивающего пластическую деформацию покрытия. Поэтому

целесообразно доводить толщину антифрикционного слоя до опти-

мальной по соображениям улучшения сопротивления износу [5].

При значительном усталостном изнашивании применение, напри-

мер, хромовых покрытий ограничено их повышенной хрупкостью

и низкой усталостной прочностью [6].

Для снижения усталостного износа применяют поверхностное

упрочнение деталей пар трения, которое создает на поверхности

сжимающее напряжение, что снижает вероятность возникновения

трещин. К этим методам можно отнести обкатку поверхностей. Такая