Л.С. Соколова
2
В дискуссиях о судьбе начертательной геометрии существуют раз-
ные точки зрения: от крайних — отказаться от изучения методов
начертательной геометрии в техническом вузе [1] или сохранить ее как
теорию в геометро-графической подготовке студентов [2] — до ком-
промиссных предложений о реорганизации курса начертательной гео-
метрии посредством отражения в нем основ компьютерных 3D-мето-
дов геометрического моделирования [3, 4].
Очевидно, что сегодня, при отсутствии признанной альтернативы
начертательной геометрии, существует реальная опасность потери
для студентов технических вузов геометрии как
наглядного
раздела
математики.
В математике, как и вообще в научных исследованиях, встреча-
ются две тенденции: к абстракции и к наглядности. В геометрии тен-
денция к абстракции привела к грандиозным систематическим по-
строениям в аналитических разделах математики. Тем не менее
наглядное понимание «…играет первенствующую роль в геометрии,
и притом не только как обладающее большой доказательной силой
при исследовании, но и для понимания и оценки результата исследо-
вания» [5].
Наглядное изложение позволяет изучать фактический материал,
отказавшись от введения в рассмотрение математических выкладок и
формул. Наглядное объяснение постановок задач, методов их реше-
ния и полученных результатов используется и в компьютерной гео-
метрии [6], позволяющей, в частности, визуализировать сложные ма-
тематические объекты.
Доводом в пользу сохранения начертательной геометрии являет-
ся утверждение о том, что начертательная геометрия развивает про-
странственное воображение. Этот ложный тезис, десятилетиями при-
влекаемый для оправдания трудностей освоения студентами методов
проецирования на две (три) плоскости проекции, возник в противо-
речие физиологии зрительной системы, приспособленной для вос-
приятия объемных предметов реального мира и
конструирующей
предметные образы восприятия из сенсорных образов зрения. Это
конструирование [7] происходит не буквально по образу и подобию
реальных предметов, а по правилам и алгоритмам зрительного языка,
реализуемого нейронными механизмами перцепции в качестве носи-
теля со своим «зрительным алфавитом, словами и правилами форми-
рования предложений». По аналогии с тем, как в языке формируются
предложения (сочетания) из слов, из отдельных предметных образов
формируется трехмерная зрительная сцена. Формирование предмет-
ных образов составляет суть процессов зрительного восприятия.
Объективные трудности при изучении начертательной геометрии
возникают именно на уровне зрительного восприятия, когда вместо
трехмерного объекта предлагается двумерная модель, поскольку дву-