В.И. Сивцов, Ю.З. Талукдер
6
личности. Поэтому при формировании команды необходимо учи-
тывать законы психологической совместимости. Для эффективного
формирования команды с целью обучения необходимо иметь как
можно больше информации о ее предполагаемых членах. Таким об-
разом, в состав информационно-инструментального пространства
должна входить система сбора и обработки данных о социотипах
обучающихся, их профессиональных интересах, увлечениях и других
качествах. Это поможет членам команды управления проектом
наиболее эффективно подобрать членов процессной команды, совме-
стимых психологически, учесть уровень знаний дисциплин, практи-
ческие навыки и их личностные устремления в рамках выбранной
профессиональной специализации. Это откроет возможности к рас-
крытию творческих начал и укреплению личностных качеств студен-
та в процессе обучения, а также позволит расширить контакты и сде-
лать отношения между обучающимися и преподавателями более от-
крытыми и транспарентными.
Командная работа над проектом в таких условиях становится
площадкой для интенсивного обмена навыками и опытом будущих
специалистов, пробующих себя в роли профессионала, владеющего
всеми современными технологиями проектирования и навыками по-
строения эффективного сотрудничества со своими коллегами. Кроме
того, работа в команде над проектом позволит взглянуть обучаю-
щимся на многие «скучные» теоретические курсы с другой стороны,
что может резко повысить их успеваемость при применении основ-
ных традиционных форм обучения (лекции и семинары).
Реализация системы управления проектами для обучения
командному проектированию.
Система управления проектами на
уровне программного обеспечения, используемого разработчиками,
во многом повторяет аналогичные системы, применяемые при реаль-
ном проектировании. Однако существенным отличием является
наличие системы поддержки проектов учебно-методического мате-
риала. Для создания подобной системы на основе используемого ви-
зуального инструментария проектировщика необходима формальная
модель процесса МОП.
Нами разработана и предложена формальная модель процесса
проектирования САУ на основе сети переходов и семантических се-
тей [3]. На основе интенсиональной (общей) модели процесса проек-
тирования предлагается создавать экстенсиональные (частные) моде-
ли уже реализованных проектов на предприятиях и воссоздавать их в
рамках информационно-инструментального пространства универси-
тета. В системе поддержки проектов учебно-методического материа-
ла должна присутствовать подсистема логического вывода, позволя-