В.И. Сивцов, Ю.З. Талукдер
4
средств (декомпозиция процесса проектирования реального изделия
на шаги и их адаптация под конкретные учебно-методические задачи
— обратная задача).
Следует отметить, что любой реальный проект, как правило, со-
провождается определенным набором реализаций прототипов. При
этом у прототипов всегда есть некая инвариантная составляющая,
которая может иметь незначительные функциональные отличия. В
нашем случае это система управления с ее аппаратно-программной
реализацией. Поэтому при проектировании систем поддержки проек-
тов для обучения командной работе необходимо учитывать многооб-
разие моделей объектов управления из разных областей применения
и возможности унификации поддерживаемых аппаратных средств с
целью автоматической генерации кода синтезированных законов
управления. Это означает, что при выборе реального проекта, на ос-
нове которого будет осуществляться обучение, следует избегать
использования различного аппаратного обеспечения (специально со-
зданные процессоры и нестандартная элементная база), коммуника-
ционных интерфейсов (специфическая аппаратная реализация из-
вестного протокола и т. п.) или других технических средств, которые
невозможно воспроизвести или они не поддерживаются визуальным
инструментарием. Такая стратегия позволит упростить и ускорить
создание учебно-методического материала и уменьшить затраты на
приобретение дополнительного дорогостоящего программного или
аппаратного обеспечения.
На начальных этапах обучения командному проектированию
предлагается выработать принципы построения команды. Эффектив-
ное формирование команд играет одну из ключевых ролей в процессе
обучения. Для этого предлагается использовать подходы проектного
менеджмента.
Формирование команды проекта можно охарактеризовать как
усилия, направленные на объединение обучающихся в группу, спо-
собную самостоятельно анализировать и реализовывать функцио-
нальные задачи проекта. Эффективное формирование команды, по
нашему мнению, является первым этапом в достижении успешной
реализации проекта и получении обучающимися наиболее каче-
ственных знаний и навыков в полном объеме.
Команда проекта
— это коллектив специалистов, объединенных
для достижения общих целей и решения поставленных перед ними
задач в течение определенного промежутка времени. Каждый член
команды должен обладать экспертными знаниями определенного
уровня (в зависимости от года обучения) и выполнять определенные
функции. При эффективном формировании может быть достигнута
взаимозаменяемость.