О обучении модельно-ориентированному проектированию систем управления …
3
Методические основы обучения командному проектирова-
нию САУ с использованием систем управления проектами.
Ис-
пользование систем управления проектами в реальном проектирова-
нии значительно облегчает решение многих организационных задач
на разных уровнях и вместе с подходом МОП сокращает сроки вы-
полнения проекта. Поэтому системы поддержки проектов разрабаты-
вают специально для условий конкретной компании, занимающейся
НИОКР, или в зависимости от типа разрабатываемой продукции. За-
частую подобные системы интегрируют с другими корпоративными
системами, например ERP, CRM и т. п., которые являются готовыми
приложениями. Это накладывает дополнительные условия на совме-
стимость типов данных и способов их обработки не только в преде-
лах инженерного инструментария, но и всех информационных систем
предприятия. Поэтому, несмотря на сходство используемого про-
граммного обеспечения инструментария, особенности реализации
информационно-инструментального пространства проектировщика
при реальном проектировании в организации должны отличаться от
аналогичных систем, с использованием которых предполагается
осуществлять обучение.
При обучении командному проектированию система поддерж-
ки учебных проектов должна не только приближать выполнение
курсовых и дипломных проектов к реальным, но и быть приспо-
собленной для решения методических задач. Если в процессе ре-
ального проектирования деятельность проектировщиков осу-
ществляется только по направлению от идеи до опытного образца,
то перед осуществлением эффективного обучения этим видам дея-
тельности необходимо решить обратную задачу. Это означает, что
для известного класса объектов управления в заданных областях
применения должны быть вновь разработаны или воспроизведены
точные алгоритмы их создания с использованием визуального
инструментария проектировщика в едином информационно-
инструментальном пространстве. Это сложная методическая зада-
ча. Однако ее решение будет упрощаться с увеличением количе-
ства проектов, где применялось МОП, а также формированием
информационно-инструментальных пространств на ведущих пред-
приятиях в целом. Таким образом, система поддержки проектов
для учебно-исследовательских целей должна состоять как мини-
мум из двух подсистем:
• поддержки проектов, реализуемых в визуальных инструменталь-
ных средах, для решения задач обучения (воспроизводство реального
процесса проектирования от идеи к прототипу — прямая задача);
• поддержки проектов учебно-методического материала на ос-
нове уже разработанных с применением МОП технических