О обучении модельно-ориентированному проектированию систем управления в технических университетах - page 2

В.И. Сивцов, Ю.З. Талукдер
2
ционные модели, синтезированные законы управления даже с исполь-
зованием автоматизированной алгоритмической поддержки методов
теории управления не всегда пригодны для использования в дальней-
ших стадиях реализации проекта, что требует дополнительных анало-
гичных работ. Применение модельно-ориентированного проектирова-
ния (МОП) не только визуализирует этапы процесса проектирования и
реализации, но и формирует определенные стандарты. Это прежде
всего типы данных информационно-инструментального пространства,
способы обработки проектной информации и механизмы сотрудниче-
ства и взаимодействия специалистов из разных прикладных областей,
принимающих участие в реализации проекта. Последнее является
следствием технической реализации как самой среды разработки, так и
особенностей исполнения моделей и их возможностей совместимости
и взаимозаменяемости на уровне типов данных программных инстру-
ментальных сред, а также применением систем управления проектами.
По нашему мнению, существующие учебные планы по различ-
ным направлениям инженерной подготовки не позволяют эффек-
тивно осваивать учащимся МОП на практике. Большинство исполь-
зуемых учебных программ состоит лишь из теоретической подго-
товки и освоения программных продуктов или отдельных элементов
информационно-инструментального пространства, применяемых
для решения только задач, присущих данной предметной области
инженерного знания. Этот подход может быть эффективен для
большинства узких направлений специализации. Однако он стано-
вится недостаточным для подготовки специалистов по проектиро-
ванию систем управления, так как сама система управления отдель-
но от объекта всегда является сложным программно-техническим
комплексом. Кроме того, к задачам проектировщика САУ относится
не только получение закона регулирования с заданными параметра-
ми, но и решение многих задач реализации, что требует тесного
взаимодействия проектировщиков САУ с другими участниками
проекта. Последнее можно реализовать в условиях университета
только при обучении проектированию в команде. С одной стороны,
небольшое число членов команды не требует сложных специализи-
рованных систем поддержки проектов, и обучение командному про-
ектированию возможно уже на уровне курсовых и дипломных про-
ектов. С другой стороны, в этом случае самой трудоемкой задачей
становится подготовка учебных материалов и заданий на проекти-
рование с учетом командной работы. Задача является наиболее
сложной, так как для ее решения требуется выработка единых стан-
дартов на представление всех проектных материалов в рамках еди-
ного информационно-инструментального пространства, в котором
предполагается осуществлять обучение.
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook