Зависимости сопротивления качению пневматических шин
1
УДК 629.3.032:629.33
Зависимости сопротивления качению
пневматических шин
© В.В. Ларин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлен анализ широко используемых зависимостей сопротивления качению
пневматических шин от вертикальной нагрузки и давления воздуха в шине, отме-
чены их достоинства и недостатки. Предложены пути повышения точности рас-
сматриваемых зависимостей.
Ключевые слова:
транспортное средство, опорная поверхность, эластичный ко-
лесный движитель, пневматическая шина, вертикальная деформация, вертикаль-
ная нагрузка, давление воздуха, сопротивление качению.
Для расчета подвижности колесных транспортных средств (КТС)
помимо вертикальной деформации
z
h
колесного движителя (КД) под
действием нормальной нагрузки
z
P
необходимо знать его коэффици-
ент сопротивления качению
ш
f
. Кроме того, с учетом упругого и
непосредственного скольжения КД сопротивление качению оцени-
вают коэффициентом мощности сопротивления качению [1]
c
к
,
f
N
z x
f
N P v
=
где
c
N
— мощность сопротивления качению;
z
P
— вертикальная
нагрузка;
к
x
v
— продольная составляющая скорости оси КД.
Исходным параметром при расчете
f
N
f
является коэффициент
сопротивления качению в ведомом режиме
ш в
f
(при отсутствии кру-
тящего момента
к
M
на оси) на ровной опорной поверхности (ОП) с
учетом температуры шины, оказывающей значительное влияние на
его значение. После определения
ш в
f
по различным методикам учи-
тывают шероховатость ОП, скорость
к
x
v
, подведенный момент
к
M
,
продольную скорость скольжения для расчета
f
N
f
.
Для вычисления
ш в
f
наиболее надежным до сих пор является
экспериментальный метод. Однако в любом случае
ш в
f
определяют
в зависимости, как минимум, от вертикальной нагрузки
z
P
и давле-
ния воздуха в шине
w
p
. На рис. 1 представлены зависимости
(
)
ш в
,
z w
f
P p
.