Зависимости сопротивления качению пневматических шин
3
1
ψ
и
2
ψ
— коэффициенты гистерезисных потерь соответственно в
оболочке шины и резине протектора;
ш0
p
— давление шины на ОП
при
0,
w
p
=
МПа;
z
h
— вертикальное перемещение оси колеса, м;
б.д
b
— ширина беговой дорожки шины, м;
ш ш
,
B H
— соответственно
ширина и высота профиля шины, м;
прот
h
— толщина протектора, м;
w
p
— давление воздуха в шине, МПа;
рез
E
— модуль деформации
резины, МПа;
грз
k
— коэффициент насыщенности протектора.
Нормальную нагрузку и среднее давление в контакте колеса с ОП
рассчитывают при этом соответственно по формулам
6
ш
10
z
z
P p F
= ⋅
;
(
)
ш
ш0
б.д
б.д
0,5
1
z
z
z
w
h
h
p
c p p
b
b
⎛
⎞
π
′
=
+
−⎜
⎟
⎝
⎠
,
где
z
P
— в Н;
z
p
— в МПа;
ш
F
— площадь контакта, м
2
.
Следовательно, вычислить
ш в
f
можно только при задании пере-
мещения
z
h
, что усложняет определение искомого параметра. Одна-
ко необходимо отметить, что формулы были получены для оценки
подвижности КТС на деформируемых ОП, в методиках расчета кото-
рых в связи с деформируемостью шины и ОП приходится в качестве
аргумента использовать их деформации
z
h
и
г
h
.
В НАМИ предложено следующее выражение [3]:
(
)
ш ш
2
ш в
0,1
1 10
f
f
z
w
P
f
p
α + β
=
+
,
(2)
где
ш
f
α
,
ш
f
β
— коэффициенты, постоянные для данной шины и за-
висящие от ее конструктивных параметров, МПа,
2
МПа/Н :
(
)
ш
1,5
7
2
сл
ш св ш
0, 082 7,8 10
10
/
f
n B r H
−
α = − ⋅
,
(
)
ш
1,5 2
10
ш сл
ш св
10
9, 75 10
f
H n B r
−
β =
− ⋅
,
где
сл
n
— число слоев корда в оболочке шины;
св
r
— свободный ра-
диус колеса.
При малой скорости движения (
к
0
x
v
≈
) можно использовать
формулу Антонова [4]
(
)
2
карк
изн
ш в 0
сл
ш0
ном
1
1 0,1
5 1
3 40
w
w
k k
p
f
n
p p
⎡
⎤
⎛
⎞
⎛
⎞
⎢
⎥
= −
+
+ −
×
⎜
⎟
⎜
⎟
′ +
⎝
⎠
⎢
⎥
⎝
⎠
⎣
⎦
(
)
ш св
ш сл
ном
4
ш св
ном
30
100
z
z
z
H r H n
P P
B r
P
−
⎛
⎞
+
+
⎛
⎞
×
⎜
⎟
⎜
⎟
⎝
⎠ ⎝
⎠
,
(3)