Задача оптимального управления параметрами амортизационных стоек самолета при взлете и посадке - page 1

1
УДК 621.436.658.589
Задача оптимального управления параметрами
амортизационных стоек самолета при взлете и посадке
© В.Н. Наумов
1
, В.А. Брусов
2
, Д.А. Чижов
1,2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
ФГУП «ЦАГИ», г. Жуковский, Московская область, 140180, Россия
Шасси является одним из важных узлов летательного аппарата. Во время эксплу-
атации самолета его пробег по взлетно-посадочной полосе может достигать
200 тыс. км. Для увеличения срока службы шасси, уменьшения перегрузок на пла-
нер самолета, повышения безопасности разбега, пробега и эксплуатации самоле-
тов на полосах различного класса целесообразно предусмотреть возможность
регулирования, в том числе во время взлета и посадки, амортизационных характе-
ристик стоек шасси летательного аппарата.
Ключевые слова:
шасси, самолет, управление, амортизационные характеристики,
взлетно-посадочная полоса, демпфирование, жесткость.
Для обеспечения безопасной эксплуатации самолетов с колесным
шасси в малоосвоенных и труднодоступных регионах необходимо
существенное улучшение наземной проходимости и взлетно-поса-
дочных характеристик самолетов. Выполнение этих условий позво-
лит резко снизить требования к качеству и обслуживанию взлетно-
посадочных полос (ВПП), уменьшить их длину, во много раз сокра-
тить затраты на создание и содержание аэродромов, что очень важно
при реализации полетов по малонагруженным линиям.
Шасси предназначено не только для восприятия посадочных уда-
ров во время требуемых в настоящее время 25 тыс. взлетов-посадок
[1]. За календарный срок службы пассажирские и транспортные са-
молеты проходят по ВПП более 200 тыс. км, что может привести к
значительным повреждениям как шасси, так и других агрегатов пла-
нера самолета [2, 3].
С учетом этих обстоятельств еще на этапе проектирования воз-
никает задача выбора параметров амортизационных стоек шасси (и
их сочетаний), обеспечивающих оптимальное восприятие не только
ударов при посадке, но и минимально возможную нагруженность
стоек шасси и планера самолета в целом в процессе перемещения са-
молета по ВПП с характерными неровностями.
Динамическую нагруженность планера самолета можно снизить
также за счет управляемого изменения в процессах взлета и посадки
демпфирующих и амортизационных свойств стоек шасси. Изменения
коэффициентов жесткости и демпфирования амортизационных стоек
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook