В.Н. Наумов, В.А. Брусов, Д.А. Чижов
2
самолета позволяют осуществлять его разбег и пробег по неподго-
товленным и элементарно подготовленным ВПП без превышения до-
пустимого уровня динамических нагрузок.
Исследования нагруженности планера самолета проведены рас-
четным путем с использованием схемы, показанной на рис. 1. Были
приняты следующие допущения:
1)
движение самолета на полосе рассматривается в продольно-
вертикальной плоскости
x
g
Oy
g
, высота неровностей ВПП в попереч-
ной плоскости одинакова;
2) учитываются как вертикальные составляющие сил и моментов,
так и силовые воздействия в продольной плоскости (полностью учи-
тывается аэродинамика самолета, а также силы сопротивления при
контакте, пневматика колеса с поверхностью ВПП);
3) планер самолета считается жестким, эффекты аэроупругости
не учитываются;
4) сила, действующая со стороны
j-
й опоры стойки на планер са-
молета:
ст
ст
ст
,
j
j
j
j
j
R с y k y
где
j
с
— коэффициент жесткости
j-
й
стойки;
j
k
— коэффициент демпфирования
j
-й стойки;
ст
j
y
— вер-
тикальное перемещение гидроцилиндра
j
-й амортизационной стойки
от начального положения (в математической модели выполнено
ограничение хода гидроцилиндра каждой стойки самолета от 0 до
ст max
j
y
);
5) аэродинамика самолета описывается следующими силами и мо-
ментами:
2
a
,
2
x
x
v
X c
s
2
a
2
x
y
v
Y c
s
— силы аэродинамического со-
противления по осям
Ox
g
и
Oy
g
, где ,
x y
c c
— суммарные коэффициен-
ты аэродинамического сопротивления по продольной и вертикаль-
ной осям; ρ — плотность воздуха;
V
х
— продольная скорость самолета;
s —
площадь крыла;
2
a
a
2
x
z
z
v
M m sb
— момент аэродинамического
сопротивления, где
z
m
— суммарный моментный коэффициент аэро-
динамического сопротивления;
b
a
— средняя аэродинамическая хорда
крыла;
6) составляющие деформации шин колес амортизационных стоек
линеаризованы:
ш ш ст1
j
j
k R
— деформация шины
j-
й стойки;
7) деформация грунта под каждым шасси
2
ст к
гр
2 2 2
к к
,
j
j
j
j
j
R D
D B m
где
к к
,
j
j
D B
— диаметр и ширина
j
-го колеса;
— жесткость поверхно-
сти взлетно-посадочной полосы;
m
— коэффициент, учитывающий
деформацию шины (зависит от
).