Метод синтеза кинематических схем планетарных коробок передач с четырьмя степенями свободы - page 2

С.А. Харитонов, М.В. Нагайцев
2
В настоящее время немецкая фирма ZF выпускает восьмискорост-
ные коробки передач для автомобилей с задним приводом и девяти-
скоростные — для переднеприводных автомобилей. И та и другая ко-
робка передач построены по схемам с четырьмя степенями свободы.
Таким образом, назрела необходимость разработки метода синте-
за кинематических схем планетарных коробок передач, обладающих
четырьмя степенями свободы.
Как известно, синтез кинематических схем планетарных коробок
передач с двумя и тремя степенями свободы основывается на свой-
ствах планов угловых скоростей.
План угловых скоростей коробки передач с двумя степенями
свободы представляет собой зависимость относительных угловых
скоростей звеньев планетарной коробки передач от относительной
угловой скорости ведомого звена, причем за единицу угловых скоро-
стей всех звеньев принимается угловая скорость ведущего звена.
Графически это некая плоскость, в которой расположен пучок пря-
мых, проходящий через точку с координатами [1, 1], называемую
масштабной точкой. Данное обстоятельство позволяет визуально
изучать с помощью плана угловых скоростей свойства планетарных
коробок передач с двумя степенями свободы и осуществлять синтез
их кинематических схем.
План угловых скоростей трехстепенной коробки передач — это
зависимость относительных угловых скоростей звеньев коробки пе-
редач от относительной угловой скорости ведомого звена и относи-
тельной угловой скорости одного из звеньев
*
.
1
Графически план угло-
вых скоростей представляет собой некое трехмерное пространство, в
котором расположен пучок плоскостей, также проходящих через
масштабную точку, но с координатами [1, 1, 1]. Естественно, прово-
дить исследования с помощью пространственного отображения зави-
симостей относительных угловых скоростей от угловой скорости ве-
домого звена и одного из звеньев коробки передач не совсем удобно.
Поэтому анализ и синтез кинематических схем осуществляют в плос-
кости картера коробки передач. Наличие звеньев в составе планетар-
ного механизма на этой плоскости отображается соответствующими
прямыми, которые являются геометрическим местом точек, где угло-
вая скорость данного звена равна нулю (нулевые прямые). Это обсто-
ятельство позволило также на плоскости картера визуально изучать
свойства кинематических схем планетарных коробок передач с тремя
степенями свободы и осуществлять синтез их кинематических схем.
Если же коробка передач обладает четырьмя степенями свободы,
то план угловых скоростей представляет собой уже некоторое четы-
*
Красненьков В.И.,
Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов
транспортных машин. М.: Машиностроение, 1986. 273 с.
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook