Аспекты химического образования в контексте концепции устойчивого развития - page 8

8
Н.Н.Двуличанская, Г.Н. Фадеев
Одним из способов решения возникающих проблем может служить
применение в образовательном процессе разработанного нами системно-
аксиологического подхода [см., например, 10 — 12]. Данный подход
предполагает:
во-первых, определенную систему расположения материала в кур-
се изучаемой дисциплины по возрастанию ценности информации для
будущей профессиональной деятельности;
во-вторых, выработку у обучающихся ценностного отношения к про-
цессу познания и его результату на основе нравственных ориентаций;
в-третьих, свойства химических веществ и особенности химиче-
ских превращений рассматриваются с позиций их воздействия на че-
ловека и окружающую среду;
в-четвертых, вырабатывается методика принятия правильных ре-
шений по снижению или полному устранению вредных последствий
не только химических, но любых производств.
В рамках системно-аксиологического подхода при повышении об-
разовательного уровня ценности химического образования становятся
личностными ценностями. По мере развития субъекта обучения личные
ценности расширяются, включая в свой круг все больше социальных
ценностей. При реализации в образовательном процессе системно-ак-
сиологического подхода
осуществляется логическая цепочка [10, 11]:
Личностные Ценностные Обоснованная Формирование Аксиологическая
смыслы → ориентации → мотивация → компетенций → компетентность
В результате такого подхода к обучению, человек становится со-
циально-активным индивидом, обладающим определенным набором
нравственно-аксиологических компетенций [13, 14]. Таким образом,
происходит становление профессионально компетентного специалиста,
способного использовать приобретенные знания в оценивании послед-
ствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоро-
вью людей [11, 15].
В результате применения предлагаемого подхода повышение моти-
вации изучения химии происходит не только в появлении перспективы
зачета знаний на более высокой ступени обучения [16]. Обучающиеся
осознают необходимость применения приобретенных знаний
[17 — 20] — фундаментальных законов и свойств веществ — в будущей
профессиональной и повседневной деятельности на основе их приро-
досообразности, в решении вопросов по предотвращению экологиче-
ских катастроф.
«Зеленая химия» в российском образовании.
Системно-аксиоло-
гический подход должен стать методологической основой внедрения
идей «зеленой химии» в российскую образовательную практику. Се-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook