Аспекты химического образования в контексте концепции устойчивого развития - page 7

7
Аспекты химического образования в контексте концепции устойчивого развития
способен выдавать более 100 000 тонн биоэтанола в год. Кроме этого,
он сможет выпускать экологически чистые добавки к моторному топли-
ву, полученные из растительного сырья, а также биополимеры, амино-
кислоты, органические кислоты и другие продукты, имеющие страте-
гическое значение для развития экономики России.
Системно-аксиологический подход как методологическая осно-
ва изучения «зеленой химии».
Приведенные примеры реализации
идей «зеленой химии» свидетельствуют о том, что в разработке новых
материалов и технологий должны быть задействованы специалисты
различных специальностей и направлений, которым необходимы не
только профессиональные, но и базовые химические знания. Однако
необходимо отметить, что в последние 10 — 15 лет качество подготов-
ки выпускников общеобразовательных учреждений по химии стреми-
тельно падает. Это следствие уменьшения количества учебных часов
(до одного часа в неделю) по химической школьной дисциплине, а в
непрофильных классах и школах замена школьного курса химии на
интегрированный курс «Естествознание».
Практика преподавания химии показывает, что выпускникам школ,
в которых химия не является профильной дисциплиной, недостаточно
знаний по химии для обучения и получения качественного образования
в профессиональных образовательных учреждениях, в том числе в кол-
леджах и вузах технического направления. К сказанному следует до-
бавить, что выпускники средней школы, планирующие продолжать
обучение в технических университетах, основное внимание при под-
готовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) уделяют матема-
тике и физике. Это сказывается на качестве знаний по химии, так как
подготовка по которой отходит на второй план.
Важно отметить, что у выпускников средней школы, в чьи планы
не входит продолжение образования в вузе, низкий уровень знаний по
химии остается на весь период его активной деятельности. Это способ-
но привести к непредсказуемым последствиям в различных жизненных
ситуациях, а иногда и к экологическим катастрофам [8]. Следовательно,
одной из ключевых задач курса химии, изучаемого в рамках общеоб-
разовательной подготовки, должно стать формирование химико-эколо-
гической компетентности выпускников, необходимой для понимания
воздействия различных химических соединений и реакций на организм
человека и окружающую среду. Под химико-экологической компетент-
ностью выпускников образовательных учреждений мы понимаем ин-
тегральное качество индивида, состоящее в наличии у него выработан-
ных на определенном уровне специальных компетенций, являющихся
комплексом химико-экологических знаний, умений, энотивных реакций
и ценностей природосообразного характера [9].
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook