Аспекты химического образования в контексте концепции устойчивого развития - page 10

10
Н.Н.Двуличанская, Г.Н. Фадеев
В Астраханском государственном университете (АГУ) открыта но-
вая образовательная программа подготовки магистров по направлению
«Зеленая химия». Декан химического факультета, на котором в АГУ
открыта подготовка магистров по направлению «Зеленая химия»,
А.Г. Тырков, обосновал появление таких специалистов следующим об-
разом. «Программа подготовки магистров по направлению «Зеленая
химия» призвана реализовать задачи разработки химических продуктов
и процессов, способствующих снижению и/или исключению исполь-
зования производства опасных веществ. Решение подобных проблем
направлено на любое усовершенствование химических процессов, по-
ложительно влияющих на окружающую среду». Во вновь открывшую-
ся магистратуру принимаются бакалавры химии и экологии.
В Томске в 2009 году была защищена диссертация с обнадеживаю-
щим названием «Синтез и свойства реагентов на основе поливалентно-
го иода, соответствующих концепции ‘‘зеленая химия’’». Ее автор
Т.В. Функ решила задачу сложного органического синтеза при помощи
легко извлекаемых, регенерируемых и в то же время эффективных окис-
лительных реагентов на основе соединений поливалентного йода. Ра-
бота оценена как «неразрывно связанная с перспективным направлени-
ем развития органического синтеза на основе принципов «зеленой
химии» [17].
Проблемы преподавания «зеленой химии».
На Международных
конференциях по охране окружающей среды было признано, что во-
просы преподавания зеленой химии требуют концептуального обсуж-
дения. Прозвучало мнение, что «Зеленая химия» не должна препода-
ваться в вузах как отдельный предмет. Ее следует вводить в другие
курсы как методологический подход, позволяющий химикам всех на-
правлений учитывать в своей деятельности вопросы экологической
преемственности, что соответствует идеям разработанного нами си-
стемно-аксиологического подхода.
Относительно курса химии в средней и высшей школах вопрос
остается открытым (см. [17 — 19]) и должен, прежде всего, стать пред-
метом обсуждения самых широких кругов педагогической обществен-
ности, в первую очередь, — активных сторонников и пропагандистов
экологической химии [20]. Особенно в тех средних учебных заведени-
ях — школах, колледжах, гимназиях, — где уже существуют электив-
ные курсы экологической химии и экологии.
На сегодняшний день прослеживаются три перспективных направ-
ления развития школьного химического образования в рамках концеп-
ции «Зеленая химия — химия в интересах устойчивого развития»:
1) вводить, как было сказано, в состав элективных курсов представ-
ления «зеленой химии»;
2) упоминать о принципах этой концепции в соответствующих те-
мах школьного курса химии;
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13
Powered by FlippingBook