1
УДК 378;658.012
Инновации в технологии преподавания дисциплины
«Физическая и коллоидная химия» для студентов
кафедры «Промышленная экология» (бакалавры)
© Е.Е. Гончаренко, А.М. Голубев, Б.С. Ксенофонтов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены примеры реализации новых подходов и технологий по дисци-
плине «Физическая и коллоидная химия» для обучения студентов 3-его курса,
cпециализирующихся по направлениям: «Безопасность жизнедеятельности в тех-
носфере», «Инженерная защита окружающей среды». Оптимальными с точки
зрения эффективности применения оказались конструктивистский и проблемный
подходы к обучению, которые обеспечивают умение пользоваться знанием как ин-
струментом деятельности, приучают студентов мыслить критически, выявлять
причинно-следственные отношения между теорией и практикой. Инновационные
педагогические процессы в настоящее время связаны с внедрением компетентност-
ного подхода в высшем образовании, который использовался нами при составлении
программы и учебных материалов дисциплины. Так как наиболее заметная роль в
инновационных подходах принадлежит применению компьютерных технологий, соз-
дан дидактический комплекс информационного обеспечения дисциплины. В состав
его включены: рабочая программа дисциплины, электронный вариант лекционного
курса, база данных. В дидактический комплекс входят также примеры решения
задач по каждому модулю, контрольные вопросы и задачи к разделам лекционного
курса с элементами научно-технического творчества. Одним из основных направ-
лений является освоение студентами современных методов физико-химического
эксперимента. В связи с этим создан маршрутный компьютерный практикум.
Выполнение лабораторных работ с применением компьютерной технологии по-
зволяет студентам приобрести навыки использования компьютерных методов для
получения экспериментальных данных и их обработки. Новые подходы к обучению
включают также ориентированное обучение, связанное с будущей профессией,
мотивацию студентов к научно-техническому творчеству, активную связь с пред-
ставителями кафедры для реализации задач учебного процесса.
Ключевые слова:
инновационные технологии, компетенции, программа, дидактика,
дисциплина, компьютерные методы.
Дисциплина «Физическая и коллоидная химия» охватывает базовые
знания физики, химии, математики, экологии и призвана дать студентам
физико-химическое образование, являющееся теоретической основой
экологических процессов, сформулировать целостное представление о
научной картине мира. Интегрированный характер содержания дис-
циплины обусловили необходимость использования современных под-
ходов и технологий в обучении. Здесь имеется ввиду методологическая