2
Е.Е. Гончаренко, А.М. Голубев, Б.С. Ксенофонтов
ориентация, позволяющая на основе системы взаимосвязанных поня-
тий, идей, принципов и способов деятельности развить у студентов
процессы самостоятельного конструирования знаний и самореализации
их в продуктивной деятельности. Поэтому мы использовали технологии
конструктивистского и проблемного подходов в обучении, так как ос-
новная их цель — развитие познавательных способностей студентов в
инновационной среде обучения, их активное вовлечение в процесс са-
мостоятельного конструирования знаний [1 — 3].
По мнению известных психологов и педагогов /Д. Дьюи, Ж. Пиаже,
Дж. Брунера, Л. Выготского и др./, активное вовлечение в процесс об-
учения является труднодостижимым и решающим фактором обучения.
Как показал опыт преподавания дисциплины «Физическая и колло-
идная химия», эффективными организационными формами обучения
на основе современных подходов являются:
1. Создание среды, поощряющей желание студентов выдвигать ги-
потезы, потребность высказаться, задать вопрос, ответить на вопрос.
2. Использование проблемных вопросов, ситуаций, заданий для
побуждения студентов к продуктивной творческой деятельности. При
этом важно, чтобы проблема была близка к реальности, актуальна, свя-
зана с проблемами экологии. Это способствует внутренней мотивации
студентов к ее изучению и решению.
3. Стимулирование умственной деятельности студентов, поддержка
их инициативы, поощрение обмена мнениями по решаемой проблеме.
4. Для создания конструктивистской среды, стимулирующей твор-
ческую деятельность студентов, важное значение имеет использование
когнитивной терминологии [6 — 8] на лекциях, в домашних заданиях,
при защите модулей: проанализируйте, обоснуйте, исследуйте, оцени-
те, спрогнозируйте.
Интегрированным с нашей точки зрения является сочетание кон-
структивистского подхода к обучению с контекстным. При контекстном
обучении с помощью всей системы дидактических форм, методов и
средств моделируется предметное и социальное содержание будущей
профессиональной деятельности специалиста. Социальный контекст
предполагает наличие умений социального взаимодействия и общения
[6 — 8].
Перечисленные эффективные организационные формы обучения
на основе современных подходов активно используются при чтении
лекций, все разделы которых согласованы с кафедрой «Промышленная
экология». Поэтому на лекциях рассматриваются значение изложенно-
го материала для решения экологических проблем. Такие же формы
обучения используются при формулировке условий задач в домашних
заданиях, а также в двух промежуточных аттестациях (защите модулей).