Инновации в технологии преподавания дисциплины «Физическая и коллоидная химия» для студентов кафедры «Промышленная экология» (бакалавры) - page 3

3
Инновации в технологии преподавания дисциплины «Физическая и коллоидная химия»
В качестве примера можно привести типовое задание к контролю вы-
полнения второго модуля.
1. Вычислите адсорбцию (моль/м
2
) пропионовой кислоты
СН
3
— СН
2
— СООН, если при Т = 298 К поверхностное натяжение
водного раствора (σ) с концентрацией раствора 0,5 моль/л равно
σ = 55,6 МДж/м
2
, а поверхностное натяжение воды равно
σ(Н
2
О) = 71,96 МДж/м
2
. Обоснуйте, является ли пропионовая кислота
поверхностно-активным веществом (ПАВ)? Для каких целей исполь-
зуются ПАВ в экологии? Какую величину адсорбции вы рассчитываете:
абсолютную или избыточную?
2. При очистке воды в нее вводят Al
2
(SO
4
)
3
или FeSO
4
, после чего
происходит интенсивное выпадение осадка. Объясните это явление,
если коллоидные частицы в природной воде имеют отрицательные элек-
трические заряды, а вводимые соли подвергаются гидролизу. Рассмо-
трите строение мицеллы. Спрогнозируйте, какие соли еще можно ис-
пользовать для водоочистки и какие процессы лежат в основе их ис-
пользования?
3. При достаточно медленном введении раствора ZnCl
2
в разбавлен-
ный раствор (NH
4
)
2
S образуется коллоидный раствор ZnS. Рассмотрите
строение мицеллы, укажите знак заряда коллоидных частиц золя. Про-
анализируйте, какой из электролитов: (NH
4
)
2
4
, NaCl, Ca(NO
3
)
2
об-
ладает наибольшей коагулирующей способностью. Рассчитайте порог
коагуляции золя этим электролитом, если на 100 м
3
сточных вод рас-
ходуется 1 м
3
25% раствора электролита (плотность раствора принять
равной единице). Обоснуйте применение процесса коагуляции при во-
доочистке.
Большая роль в реализации технологий конструктивистского и про-
блемного подходов к обучению принадлежит контролируемой само-
стоятельной работе студентов (КСР) [9 — 11]. На КСР мы имеем воз-
можность не только объяснять решение задачи, но и активизировать
творческую деятельность студентов, обсуждая проблемные вопросы,
гипотезы, устраивая дискуссии. Студенты учатся выступать перед ау-
диторией и высказывать свое мнение, что очень важно при обучении.
В настоящее время инновационные педагогические процессы свя-
заны с использованием идей компетентностного подхода в высшем об-
разовании. Термин компетенция широко внедрился в образовательный
процесс [3 — 5].
С 1960 г. различают два понятия: «компетенция» и «компетент-
ность», как обладание компетенцией. В последние годы компетентност-
ный подход укрепил свои позиции, вышел на общеметодологический
уровень и стал одним из ведущих.
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook