В.С. Зарубин, Г.Н. Кувыркин, И.К. Марчевский
появления первых ЭВМ, подход А. Н. Крылова, в соответствии с кото-
рым сложность алгоритма определяется количеством операций умно-
жения и деления в нем [10].
Обзор научных направлений, развиваемых на кафедре «При-
кладная математика».
Высокопроизводительные вычисления и раз-
работка эффективных параллельных вычислительных алгоритмов,
о которых говорилось ранее, — это лишь одно из современных пер-
спективных научных направлений, развиваемых на кафедре «При-
кладная математика». Помимо него сотрудники кафедры ведут ак-
тивные исследования в таких областях, как математическое моде-
лирование термомеханических процессов в материалах и элементах
конструкций, процессов тепломассообмена в неоднородных средах,
взаимодействия сплошной среды с электромагнитным полем, процес-
сов взаимодействия конструкций с потоком жидкости и газа и др.
Кроме того, на кафедре проводятся фундаментальные исследования
в области функционального анализа и теории вероятностей, теории
функций и ее приложений.
Кафедра имеет три филиала, которые работают в Институте при-
кладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Институте проблем
механики им. А. Ю. Ишлинского РАН и в Центральном институте
авиационного моторостроения им. П. И. Баранова. Преподаватели,
являясь штатными сотрудниками соответствующих институтов, ве-
дут активную научно-исследовательскую работу по тематике своих
отделов и лабораторий.
Представляется исключительно полезным хотя бы кратко, «в об-
щих чертах», познакомить студентов-первокурсников с данными на-
учными направлениями. Это позволяет им не только наглядно увидеть
возможные приложения тех учебных дисциплин, которые ими уже
изучаются и будут изучаться в дальнейшем, но и определить для себя
будущее направление деятельности. Ведь уже на втором курсе, в чет-
вертом семестре, всем студентам предстоит выполнять первую курсо-
вую работу, а в последующих семестрах — по две курсовые работы.
Специфика обучения на кафедре «Прикладная математика» заключа-
ется в том, что тематика всех курсовых работ может охватывать самые
разнообразные направления, чаще всего она определяется индивиду-
ально исходя из интересов научного руководителя и студента. Студен-
ты при желании имеют возможность выбирать научного руководителя,
поэтому знакомство с направлениями исследований преподавателей
кафедры способствует осмысленному выбору будущего научного ру-
ководителя и повышению эффективности работы с ним. Цикл таких
лекций, читаемых с привлечением других преподавателей кафедры
и сопровождаемый компьютерными презентациями, подготовленны-
ми специально для студентов-первокурсников, занимает важное место
8