С.Д. Попов, С.Н. Чувашев
6
тивы открываются при применении для этого вычислительных экспе-
риментов в подробных 3D‑постановках, эффективность которых быстро
повышается в связи с прогрессом в создании программных вычисли-
тельных комплексов и высокопроизводительных компьютеров. В по-
следние годы для ТСВП проведены успешные вычислительные экс-
перименты для отдельных подсистем.
Следует отметить, что создание комплексных моделей на основе
3D‑постановок в настоящее время практически невозможно, в част-
ности, из-за больших различий в характерных временах (например,
доли миллисекунды в движителях и десятки секунд при маневрах).
Кроме того, для этого необходимо подробно задавать многочисленные
характеристики узлов и агрегатов, облик которых еще не определен.
Как правило, подробная 3D‑постановка даже для одного агрегата сильно
утяжеляет комплексную модель; целесообразно рассчитывать много-
мерные базы данных для основных параметров и при расчетах по ком-
плексной модели проводить интерполяцию.
Таким образом, для создания ТСВП целесообразно разработать ком-
плексную математическую модель, описывающую на уровне базовых
математических моделей во взаимодействии такие аспекты, как дина-
мика движения, аэро- и гидродинамика формирования сил сопротивле-
ния, поверхность и др., а также процессы в двигателях:
●
маршевых движителях (обеспечивающих движение вперед);
●
управляющих элементах (повороты);
●
гибком ограждении (ГО);
●
нагнетателях (создающих в ГО повышенное давление).
Результаты вычислительных экспериментов следует учитывать при
принятии проектных решений. При последовательной конкретизации
тех или иных подсистем проектируемого ТСВП следует уточнять соот-
ветствующие программные блоки, для чего можно применять и физи-
ческие (модельные, натурные), и вычислительные эксперименты с под-
робным описанием процессов. Расчеты по уточненной комплексной
модели должны использоваться при поиске оптимальных соотношений
проектируемых параметров. Указанный итерационный процесс может
продолжаться и после создания ТСВП для разработки его модификаций.
В настоящее время такие работы ведутся в Научно-производствен-
ном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
К сегодняшнему дню разработана комплексная математическая модель
базового уровня. Рассмотрен возможный вариант несущего комплекса,
в котором воздушная подушка создается шестью независимыми кони-
ческими гибкими ограждениями с малыми углами при вершинах. Пред-
полагалось, что с каждой камерой аэродинамически связан аксиальный
нагнетатель, а маршевый рулевой комплекс содержит два аэродинами-