Проектирование и комплексное математическое моделирование судна на воздушной подушке для регионов Севера, Сибири и арктического континентального шельфа - page 2

С.Д. Попов, С.Н. Чувашев
2
проблемы возможно, в том числе и путем разработок новых несущих
комплексов ТСВП. Для обоснованного формирования оптимальной
компоновки ТСВП, обеспечения его ходовых и амфибийных качеств,
повышения ресурса, а также уменьшения стоимости проектирования
необходимо располагать прежде всего соответствующими проблемно-
ориентированными математическими моделями.
В наиболее характерных случаях движение осуществляется под
действием движущей силы, формируемой тяговыми аэродинамиче-
скими движителями. Управление движением аппарата по курсу, крену
и тангажу обеспечивается дополнительными устройствами аэродина-
мического типа. При этом точное траекторное управление (позициони-
рование аппарата относительно заданной траектории движения) за-
труднено даже в случае непрерывного контакта гибкого ограждения
с опорной поверхностью.
Особенностью ТСВП для регионов Севера, Сибири и арктического
континентального шельфа является следующее обстоятельство: эти
машины планируется эксплуатировать не столько над открытой водной
поверхностью, как это ранее традиционно было принято для ТСВП,
сколько над ледяными, заснеженными, заболоченными и другими ха-
рактерными для данных регионов участками суши, а также в холмистой
местности [1]. В этих условиях гидродинамическим сопротивлением
и его отдельными компонентами зачастую можно пренебречь (напри-
мер, при движении по твердым опорным поверхностям). В холмистой
местности, очевидно, критическими будут технические возможности
ТСВП по преодолению затяжных уклонов, а также его ресурсы по обе-
спечению курсовой стабилизации при наличии крена и одновременном
дестабилизирующем воздействии боковой ветровой нагрузки.
В основном результаты большинства исследований относятся к ап-
паратам так называемого классического типа, оборудованным гибким
ограждением и предназначенным для передвижения над различными
водными поверхностями. В последнее время появились углубленные
исследования амфибийных аппаратов для периодического использова-
ния на участках слабых грунтов и на заснеженных поверхностях, обо-
рудованных надувными ограждающими баллонами, которые называют
также баллонетами, или скегами.
Развернутые исследования многокамерных систем формирования
воздушной подушки (так называемые гибкие ограждения системы Бер-
тена) в открытых литературных источниках практически не описаны.
В то же время имеются сведения о вполне успешном опыте применения
при движении по участкам с крупными неровностями машин подобного
типа, оборудованных движителем с частичной разгрузкой, а также об
опыте эксплуатации ТСВП этого типа достаточно больших размеров.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook