От танков до планетоходов
3
Под руководством профессора В.А. Иванова получило развитие
направление по исследованию влияния крутильных колебаний в транс-
миссиях на их прочность и долговечность. В условиях воздействия ре-
альных динамических нагрузок вели исследования будущие профессора
А.А. Полунгян и Р.К. Вафин.
С 1966 г. сотрудники кафедры были вовлечены в совершенно новое
дело — создание роботизированных комплексов по исследованию дру-
гих планет. Дело в том, что незадолго до этого, в 1963 г., по поручению
С.П. Королёва в головном НИИ нашей отрасли был создан отдел под
руководством выпускника кафедры А.Л. Кемурджиана для изучения
возможностей проектирования принципиально нового транспортного
средства, способного передвигаться по поверхностям Луны и других
планет без присутствия человека на борту. А.Л. Кемурджиан предложил
кафедре участвовать в этой работе, для чего была организована научная
группа под руководством профессора Н.А. Забавникова, в которую
вошли молодые инженеры — выпускники кафедры: В.Н. Наумов,
Ю.Л. Рождественский, Б.П. Назаренко, К.Ю. Машков, В.Е. Харитонова.
Они принимали непосредственное участие в разработке и исследовании
движителей планетоходов. Для этого сначала был спроектирован, из-
готовлен в МВТУ и собран на кафедре оригинальный стенд для прове-
дения экспериментальных работ по оценке и выбору колесных и гусе-
ничных движителей для луноходов и марсоходов. Стенд имел грунтовой
канал, в который засыпался аналог лунного грунта, предложенный со-
трудниками кафедры (смесь песка с маслом в определенной пропорции).
Главный конструктор «Лунохода-1»
Александр Леонович Кемурджиан