В.Н. Наумов, Е.Б. Сарач
2
в Научном автотракторном институте (НАТИ) и Военной академии меха-
низации и моторизации — будущей Академии бронетанковых войск
(АБТВ), и главное — обладал авторитетом ученого и конструктора, что
не замедлило сказаться на практических результатах. В 1945 г. коллектив
преподавателей и инженеров кафедры под руководством М.К. Кристи по
заданию Наркомата танковой промышленности разработал новый тан
ковый агрегат — первую планетарную трансмиссию с бесступенчатым
механизмом поворота, получившую наименование «ЗК» (по фамилиям
руководителей работ Г.И. Зайчика и М.К. Кристи). Она была изготовлена
и испытана на Кировском заводе. Агрегат одобрили специалисты и руко-
водство страны, и в 1946 г. М.К. Кристи стал лауреатом Сталинской
премии.
С окончанием войны в коллектив кафедры влились фронтовики —
выпускники кафедры и молодые, но опытные производственники:
Н.А. Забавников, Б.А. Пылов, А.А. Полежаев, С.И. Леонов, В.И. Крас-
неньков, что позволило наряду с высоким уровнем подготовки инже-
нерных кадров проводить большую научно-исследовательскую работу
совместно с головным институтом отрасли в Ленинграде ВНИИтранс-
маш, АБТВ, военными НИИ в Бронницах и Кубинке. По заданию
ВНИИтрансмаш на кафедре был спроектирован и изготовлен уникаль-
ный стенд для исследования динамических нагрузок в трансмиссиях
гусеничных машин. Исследования, проведенные на этом стенде, обес
печили решение важной задачи, связанной с крутильными колебаниями
в гидромеханических трансмиссиях, — фильтрации и демпфировании
крутильных колебаний в гидромуфтах и гидротрансформаторах.
Совместно с Мытищинским ОКБ, возглавляемым нашим выпуск-
ником Н.А. Астровым, проводилась работа по созданию и исследова-
нию бесступенчатого фрикционного механизма поворота для гусенич-
ной машины.
Большая группа инженеров и аспирантов кафедры во главе
с Б.А. Пыловым и Ю.И. Ловцовым начиная с 1962 г. длительное время
работала над созданием и изготовлением оригинальной гидрообъемной
трансмиссии для колесного трактора К‑700 Кировского завода. В итоге
были разработаны два варианта такой трансмиссии: с одним и двумя
ведущими мостами. За эти разработки авторы получили патенты
в США, Великобритании и ФРГ. Накопленный опыт позволил назван-
ной группе в дальнейшем представить проекты гидрообъемных транс-
миссий для многоприводных автомобилей Брянского завода и среднего
танка. Эта была работа на уровне мировых достижений того времени,
ее результаты опережали технологические возможности отечественной
промышленности, но вместе с тем дали толчок к использованию гидро-
объемных передач в отечественном транспортном машиностроении.