Роль оборонных специальностей в развитии кадрового и научно-инновационного сотрудничества с отраслевыми организациями - page 1

1
УДК 378.1:378.4
Роль оборонных специальностей в развитии
кадрового и научно‑инновационного
сотрудничества с отраслевыми организациями
© В.В. Селиванов, С.В. Ладов, В.Г. Черный
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены учебно‑методические и организационные вопросы, связанные с подготов‑
кой специалистов по оборонным специальностям. Отмечена важная роль интеграции
образовательной, научно-исследовательской, конструкторской и технологической со‑
ставляющих в новых образовательных программах. Приведены примеры организации
учебного процесса и проведения научно-исследовательских работ в тесном сотрудниче‑
стве с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и организациями Министер‑
ства обороны РФ. Определена роль оборонных специальностей в развитии оборонно-
промышленного комплекса и обеспечении национальной безопасности России.
Ключевые слова:
 подготовка специалистов, оборонно-промышленный комплекс,
­оборонные специальности, научно-инновационное сотрудничество, вооружение,
­боеприпасы.
Факультет «Специальное машиностроение» (СМ) МГТУ им. Н.Э. Ба-
умана имеет устойчивые и давние традиции подготовки инженеров для
оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны [1−5]. Именно с ка-
федр оборонного профиля (нынешние кафедры СМ‑4, СМ‑6, СМ‑9,
СМ‑12) 75 лет назад начиналась история факультета. Сотрудники фа-
культета твердо убеждены, что подготовку инженерных кадров для
ОПК надо рассматривать не как простое предоставление образователь-
ных услуг, а как важнейшую стратегическую задачу, непосредственно
связанную с обеспечением национальной безопасности Российской
Федерации [6]. Такую позицию поддерживают практически все руко-
водители предприятий ОПК, с которыми у факультета сложились тес-
ные контакты.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы как факультет
СМ в целом, так и его отдельные кафедры сталкиваются с объектив-
ными трудностями организационно-правового характера, вызванными
общей обстановкой в стране и особенностями осуществляемой ре-
формы образования [2]. Большинство предприятий и организаций ОПК
негативно отнеслось к переходу на двухуровневую подготовку кад­ров
по схеме бакалавр-магистр, однако именно такая схема была предло-
жена всем без исключения высшим учебным заведениям. Лишь благо-
даря жесткой позиции ректоров ведущих вузов страны на данном этапе
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook